В середине сентября французский хореограф Оливье Дюбуа покажет в Тель-Авиве свою “Трагедию” – ню-постановку из нашумевшей революционной трилогии (другие части этой трилогии, начатой им в 2009-м году –”Revolution” на музыку “Болеро” Равеля, премьера которой прошла в Париже, и “Красное соло” 2011 года). “Трагедия” – это философия одиночества, эстетика тела, громкая музыка стиля техно композитора Франсуа Каффенна, барабанная дробь, стробоскопы и 18 обнаженных танцовщиков. Шок, пощечина общественному мнению, сражение, физическое напряжение, переполох на сцене, геометрические фигуры танца под жесткий ритм ускоряющейся музыки, динамика современного танца. Оливье Дюбуа погружает в транс, скручивает пружину, а затем вознаграждает финальным ураганом.
“Трагедия” Оливье Дюбуа на музыку Франсуа Каффенна стал одним из провокационных хитов Авиньонского фестиваля в 2012 году, когда Дюбуа погрузил зрителей в ощущение мира за рамками хореографии. Кто-то посчитал, что этот балет – анатомия, показанная в танце. Другие – что это раздумья о бренности существования, хождение по мукам, рознь, смятение, токи возмущения обществом, передающиеся в движении. Третьи оценили смелость танцовщиков – выйти на сцену полностью обнаженными, посчитав, что обнажение тела тождественно обнажению души. Движение в “Трагедии” развивается постепенно, наращивая скорость, приводя к апогею, к кульминации, за которой следует спад – на поклоны танцовщики выходят одетыми, скрыв тайну “Трагедии” за покровами.
“Этот балет – говорит танцовщик и хореограф Оливье Дюбуа, – спектакль об общечеловеческой трагедии, которую можно увидеть в мировой истории цивилизаций. Каждый из нас – это целый мир. Отношение к телу своему или других – это отношение к миру. Мне и самому приходилось танцевать обнаженным, и я знаю, сколько душевных сил и дерзости надо для того, чтобы выйти на сцену без костюма. В этой постановке нет эротики и сексуальности – ничуть, но этот балет гипнотизирует своей идеей обнажения души. Обнаженное тело символизирует человека без социальных масок. Отсутствие одежды – это выход за рамки привычного, чувство слитности с другими. В этом состоянии человек забывает самого себя”. Немного напоминает философскую подоплеку голых массовок Спенсера Туника – не так ли?
Оливье Дюбуа – один из самых радикальных современных хореографов, которому не свойственны нежности и сантименты. Хореограф и танцовщик Оливье Дюбуа родился в зажиточной семье 1972 году в Кольмаре в Провансе во Франции. Он изучал языки, международное право, экономику и собирался стать дипломатом, пока не сказал сам себе “я должен танцевать”. Дебютировал в качестве профессионального танцора в 23 года, несмотря на свое телосложение борца. Работал в Цирке дю Солей, в Лас-Вегасе с Селин Дион, у таких хореографов как Анжелен Прельжокаж, Ян Фабр и Саша Вальц. В октябре 2011 года этот нетипичный танцор был назван одним из 100 лучших танцоров мира по версии журнала Dance Europe. Свой первый сольный номер Дюбуа создал в 1999-м году, а полностью хореографией занялся в 2005-м году. В 2008 году он поставил “Фавна” – как дань “Послеполуденному отдыху фавна” Нижинского и показал его на фестивале в Авиньоне. Он ставил спектакли для балета Монте-Карло, для балетного биеннале в Лионе, для оперных театров в Лилле, Лиможе, Нанте, для труппы Национального балета в Марселе. Преподает во многих балетных школах Европы. Через свои принципиально новые спектакли Дюбуа возрождает мир французского танца. Сейчас он – художественный руководитель Национального центра хореографии Ballet du Nord в городе Рубэ в регионе Нор Па-де-Кале. Национальный хореографический центр Рубэ Нор Па-де-Кале во Франции – это один из двадцати субсидируемых государством танцевальных центров, существующих в разных регионах страны.
Его “Трагедия” – это явный эстетический эксперимент: интригующий, свободный, правдивый, с обычными лицами и телами, талантливый и чистый, следствие поисков новых форм в искусстве, соотношения прекрасного и безобразного, и – как нет – эпатаж публики, которой приходится задуматься о том, что возможно, человек – это машина и что он совершенно одинок в мире иррациональности. Кстати, изначально Дюбуа облек и одел свои “голые” идеи в философию Ницше и историю греческой трагедии, цитируя в программке: “В песне и танце человек самовыражается в качестве члена высшей общности: он разучился ходить и говорить и вот-вот, танцуя, воспарит ввысь. Из его жестикуляции вещает колдовство” – “Рождение трагедии”, Ф. Ницше”.
“Трагедия”
Хореография – Оливье Дюбуа
Музыка – Франсуа Каффенн
Свет: Патрик Райо
Национальный центр хореографии Ballet du Nord Рубэ Нор Па-де-Кале
Тель-Авивский Центр сценических искусств (Новая израильская опера)
17-18 сентября 2014 года, среда – четверг, 21.00
19 сентября 2014 года, пятница, 13.00
20 сентября, суббота, 21.00
http://www.olivierdubois.org
http://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=535&ArticleID=3229
Facebook: https://www.facebook.com/olivierdubois72
Билеты в кассе Израильской оперы по телефону 03-6927777 или в кассе “Браво”.
Маша Хинич. Фото: Francois Stemmer – предоставлены организаторами гастролей