Заглавная иллюстрация: Аарон Кахана. Авраам и ангел, кон. 1940-х – середина 1950-х. Бум., тушь, 21,5Х14
Сегодня 1 марта – чем не повод опубликовать анонс, полученный из рамат-ганского Музея русского искусства – анонс о выставке рисунков Аарона Каханы, родившегося как раз 1 марта. Правда, очень давно – в 1905 году. А 6 марта (и далее по субботам) в музее пройдет экскурсия на русском языке и на иврите и по выставке работ «Аарон Кахана. Абстракция и миф» и по выставке работ из коллекции Цетлиных.
Так что повторю: в Музее русского искусства в Рамат-Гане открылись две выставки: «Аарон Кахана: Абстракция и миф» и «Произведения русского искусства из коллекции Марии и Михаила Цетлиных». Что уже само по себе хорошо. Еще более хорошо то, что по субботам по этим выставкам проходят экскурсии на иврите и на русском языке.
Серия рисунков на тему «Жертвоприношение Ицхака» стало одним из поводов для выставки «Аарон Кахана. Абстракция и миф». Жертвоприношение Ицхака было популярнейшей темой у художников Эрец-Исраэль 1940-х годов, в литературе и театре того периода. Можно напомнить и о картинах Моше Кастеля на тему жертвоприношения Ицхака, экспонировавшихся на первых двух выставках объединения «Новые горизонты», и о работах Шалома Сабы и Ицхака Данцигера конца 1940-х годов.
Рисунки Аарона Каханы на эту тему были сделаны в период с 1948 по 1955-й год. Тема жертвоприношения Ицхака в его глазах символизировала судьбу еврейского народа – что неудивительно. Но в отношении Каханы к этой темы и теме семьи – к теме взаимоотношений отца, матери и сына, примешивались и личные мотивы. У Аарона Каханы не было детей, и ожидание рождения сына, так и не реализованное, отразилось в его рисунках того периода. Работы на тему «Жертвоприношение Ицхака» – это и рассказ о бесконечном поиске художником, рисовальщиком лучшего расположения фигур и правильного соотношения между их размером и расположением на странице или холсте.
Аарон Кахана – известнейший израильский керамист, рисовальщик, живописец, в стиле которого проявлялись и восточные мотивы под влиянием ханаанейского искусства. В свое время вместе со своей женой он основал «Beit Hayotzer» (Мастерскую ремесленников) в Хайфе, которая была настолько большой, что он нанял трех помощников – и преуспел в широко распространенном стиле, сочетающем модернистскую абстракцию с декоративными народными мотивами – сочетание, возвращавшее «искусство народу».
Аарон Кахана (Херман Коэн) родился 1 марта 1905 года в Штутгарте в Германии. Скончался в 1967 году в Париже в возрасте 62 лет – внезапно умер от сердечного приступа во время Шестидневной войны; похоронен в Израиле.
В 1922 году он начал учиться в Штутгартской Академии художеств, где до 1925 года изучал керамику. По окончании учебы переехал в Берлин и позже, получив стипендию уехал изучать искусство в Париже, где пробыл с 1927 по 1929 год. По возвращении в Берлин зарабатывал на жизнь оформлением витрин и рисовал портреты. В 1934 году репатриировался в Эрец-Исраэль и поселился в Рамат-Гане, продолжив зарабатывать оформлением витрин. В то же время Кахана изменил стиль своей живописи с посткубизма и полуабстрактного искусства на реалистическую живопись. В 1938 году Кахана впервые (а затем в 1953-м) получил «Приз Дизенгофа» в рамках коллективной выставки художников Эрец-Исраэль. На творчество Каханы в основном повлияло «ханаанское движение», созданное в 1930-х годах группой художников и скульпторов. До 1940-го года Кахана занимался в основном фигуративной живописью и писал реалистичные пейзажи. Но со временем, параллельно с формированием группы «Новые горизонты» (одним из основателей которой был Кахана), геометрические формы в его работах начали создавать абстрактный аспект.
В 1946 году прошла его персональная выставка в Художественной галерее Каца в Тель-Авиве. В 1947 году вместе с женой он вновь поехал в Париж, где они оба учились делать керамику.
Кахана был известен своим уникальным художественным стилем, который разработал в начале 1950-х годов. Это была смесь модернистских форм, обычно геометрических, с яркими определяющими линиями наряду с архаичным концептуальным и библейским содержанием. Этот стиль очень подходил для оформления стен в общественных зданиях в тогдашнем Израиле, и Кахана действительно сделал немало керамических фресок – например в Еврейском университете в кампусе Гиват-Рам в Иерусалиме.
В последние же годы он работал в противоположном стиле. Линии стали мягкими и плавными, фигуры яркими, ритм более жизненным, а рисунки более личными.
Кахана участвовал во многих выставках, в том числе и в Венецианской бьеннале в 1948, 1954 и 1958 годах и в бьеннале в Сан-Паулу в 1959 году. Помимо двух премий Дизенгофа он получил премию в честь десятой годовщины государства Израиль в 1958 году и многие другие.
Далее привожу текст пресс-релиза рамат-ганского музея Русского искусства:
На выставке в Рамат-Гане представлены рисунки Аарона Каханы периода расцвета его творчества и перехода к новому художественному языку.
Рисунки показывают процесс поисков художником нового аутентичного израильского стиля, основные принципы которого Кахана формулирует как абстракция и миф. Первый принцип представлял собой синтез западной абстракции в духе Жоржа Брака и Пабло Пикассо и упрощения, обобщения, характерных для искусства стран Ближнего Востока и Средиземноморья, для стилистики изображений на рельефах и росписях Древнего Египта, государств Месопотамии (Шумера, Аккада, Вавилона), этрусской керамики.
В статье «На пути к подлинному израильскому стилю» (1951) Кахана писал: «Художник, заботящийся о пластическом воплощении своих идей в символах или идеограммах, достигает новой пластической выразительности. Насколько эти символы образов более простые, настолько они более абстрактные. Не случайно у слов
פשטות והפשטה
(“простота, наивность” и “абстракция”, иврит) общий корень. Чтобы достигнуть высшей простоты, необходимо упростить форму, освободить от всего лишнего до получения чистого символа. Этот процесс очищает форму от индивидуального и приводит, таким образом, к сути общей концепции».
Вторым важным принципом оригинального израильского стиля, по мнению Каханы, являлся миф. Основными источниками тем и мотивов его рисунков были мифы Древнего Востока и библейские истории. Но Кахана интерпретировал их образы по-новому и придавал им современный актуальный смысл.
В конце 1940-х художник концентрируется на сюжете «Жертвоприношение Ицхака», который после Катастрофы и Войны за независимость 1948 года ассоциировался одновременно и с жертвой всего еврейского народа, и с отдавшими жизнь в освободительной войне жителями еврейского ишува. Образ библейского героя Самсона в серии рисунков и живописи 1948 г., воспринимался как архетип храбрости, героизма, мужества и победы. Другие темы, которые повторяются в рисунках Каханы: визит трех ангелов, возвещающих Аврааму и Саре о рождении сына, мотив трапезы, любовь и семья, носят личный автобиографический характер.
Рисунки из коллекции дома-музея художника «Бейт Кахана» являются самоценными произведениями искусства и открывают неизвестную сторону творчества Аарона Каханы как талантливого рисовальщика. Они служили художнику своего рода художественной лабораторией для испытания новых идей, тем и пластических решений, которые затем нашли выражение в его живописи.
Коллекция искусства русской эмиграции Марии и Михаила Цетлиных
В Музее русского искусства в Рамат-Гане представлены произведения живописи, графики и театрального дизайна из коллекции Цетлиных, меценатов, благотворителей и известных общественных деятелей Русского зарубежья. Коллекция сложилась между двух мировых войн во время пребывания семьи и большинства авторов картин в эмиграции во Франции и Америке. В 1959 была подарена Израилю.
В экспозиции представлены произведения русских художников начала ХХ в. В.Серова и членов петербургского объединения «Мира искусств» Л. Бакста, А.Бенуа, Д.Стеллецкого, А.Яковлева, поэта и художника М.Волошина, лидеров русского авангарда Н.Гончаровой и М.Ларионова, представителей Парижской школы Маревны, Д.Риверы, П.Кременя и и др.
Коллекция Марии Самойловны (1882–1976) и Михаила Осиповича (1882–1945; внук Зеева-Вольфа Высоцкого, основателя знаменитой чайной фирмы) Цетлиных сложилась в эмиграции в Париже и Нью-Йорке между двумя мировыми войнами. В 1959 г. Мария Самойловна передала ее в дар Израилю. Общественные деятели, меценаты, издатели самого крупного журнала русского зарубежья «Современные записки» в Париже, а затем «Нового журнала» и «Опытов» в Нью-Йорке, Цетлины были связаны дружескими и деловыми узами с политической и литературно-художественной элитой эмиграции. Парижский, а после 1940 г. нью-йоркский салон Цетлиных посещали писатели и поэты – Иван Бунин, Максимлиан Волошин, Н. Берберова, В. Ходасевич, художники Д. Стеллецкий, Д. Ривера, Маревна (Мария Воробьева-Стебельская). Н. Гончарова и М. Ларионов, М. Добужинский, композитор А.Гречанинов и др.
Один из разделов коллекции составляют портреты членов семьи работы В. Серова, Л. Бакста, А. Яковлева, Ф. Малявина. Собрание Цетлиных включает и уникальные произведения художников, не представленных в российских музеях. В частности, картины Маревны (Марии Воробъевой-Стебельской, 1892–1984) – художницы парижской школы, которая входила в круг П. Пикассо, Х. Сутина, А. Модильяни, М. Шагала и была подругой Д. Риверы. Значительный корпус произведений Маревны находится в Музее Пти Пале (Женева), как и «русского француза» Николая Тархова (1871–1930), ученика русского импрессиониста Константина Коровина.
Значительную часть коллекции составляют произведения театрального дизайна. Театр был одной из основных сфер деятельности русских художников-эмигрантов. В коллекции Цетлиных сохранились уникальные эскизы театральных костюмов Гончаровой для спектакля «Деревенский праздник» (1924) парижского кукольного «Театра маленьких деревянных комедиантов» Юлии Сазоновой-Слонимской и эскизы костюмов художника, скульптора и иконописца Дмитрия Стеллецкого (1875–1947) к постановке «Обряд русской свадьбы» (1926) парижского театре-кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева. Коллекция также включает четыре декоративных панно Стеллецкого «Времена года» (1920-е).
В экспозиции представлены несколько натюрмортов художницы Александры (Шуры) Прегель (Авксентьева, Avxente; 1907–1984), старшей дочери Марии Цетлиной от первого брака с Николаем Авксентьевым, публицистом, политическим деятелем, министром внутренних дел в правительстве А.Керенского. Ученица художника-неоклассика В.Шухаева и Н.Гончаровой, Прегель закончила Высшую школу декоративных искусств в Париже. С начала 1930-х начала выставлять свои картины в парижских галереях. Все ее довоенные работы были уничтожены во время немецкой оккупации Франции. Лишь несколько картин парижского периода творчества художницы сохранилось в семейной коллекции, а также произведения, созданные ею в 1940-50-е уже после эмиграции в Америку.
******
Количество участников экскурсий с гидом ограничено, согласно распоряжениям министерства здравоохранения («фиолетовый стадарт»).
Участие в экскурсиях только по предварительной записи по телефонам: 03-6188243 или 03-7521876.
Адрес музея: ул. Хибат Цион, 18, Рамат Ган.
Экскурсия на иврите проводится по субботам с 10:30 до 11:30
Экскурсия на русском языке по субботам – с 12:00 до 13:00
https://www.facebook.com/RGmuseum/
https://www.facebook.com/RGmuseum/posts/10158993186699450
https://www.facebook.com/277803124449/videos/401999041081854
Все материалы (текст и иллюстрации) предоставлены рамат-ганским Музеем русского искусства