Абсолютная уловка. Джефф Кунс. Выставка «Абсолютная величина» в Тель-Авивском музее искусств. Из коллекции Марии и Хосе Муграби.
Я знаю, какой будет следующая скульптура Джеффа Кунса – надутый, блестящий и отполированный зеленый коронавирус на палочке. Уже не страшный… На открытие своей первой персональной выставки в Израиле Джефф Кунс не прилетел – уже началась эра карантина, и потому пресс-конференция с ним проходила по скайпу.
Джефф Кунс из своей студии в Нью-Йорке поговорил с собравшимися, радостно помахал руками, посетовал на свой «не прилет» и рассказал о важности современного искусства, его провокативности, эротичности, сексуальности, символичности, философии, о роли поп-арта и коллекционеров. Именно благодаря коллекционеру – Хосе Муграби – и стала возможна выставка «Абсолютная величина» в Тель-Авивском музее искусств (как и выставка «Wanted» в 2013 году). «Абсолютная величина» – это 12 работ Джеффа Кунса – скульптуры, двумерные работы, инсталляции, полнометражный документальный фильм о нем, снятый BBC и, прежде всего, у входа на выставку – знаменитая «Оранжевая собака», охраняющая часть сокровищницы, привезенную в Тель-Авив.
Те, кто успели за неделю работы выставки, пока музей был еще открыт, нащелкали самих себя любимых для селфи, отражающихся в полированных до состояния внутреннего света эллипсах и полушариях, таких тонких, легких, едва ли не прозрачных и обманчивых. Потому как из этих мнимых воздушных шаров, надутых не воздухом, а коммерцией, сварена 10-тоннная металлическая «Оранжевая собака», близнец которой стоит на крыше Метрополитен-Музея в Нью-Йорке. Что такое работы Джеффа Кунса – бренд, мода, мэйнстрим современного искусства? Все-таки любопытно, как Кунсу удалось обхитрить весь мир? Или приучить? Или приручить? Кто он? Абсолютная величина, стоимость его работ – абсолютная ценность, или все это – абсолютная уловка арт-дилеров, культурного феномена на темы банальности и потребления, массовой культуры и норм красоты, резонирующие далеко за пределами художественного мира. Только время разрешит эти вопросы.
Но, отчасти ответы даются в демонстрирующемся на выставке фильме и в тех самых 12 работах, образующих, конечно, не ретроспективу, а некий пунктир – азбуку Морзе развития идей Джеффа Кунса и трех десятилетий его творчества. Нынешняя директор Тель-Авивского музея искусств Таня Коэн-Узиэль провела едва ли не два месяца в легендарной нью-йоркской студии Джеффа Кунса, в его знаменитой фабрике (как у Уорхолла), точнее штаб-квартире корпорации Jeff Koons LLC со 135 сотрудниками, планируя вместе с ним эту выставку и отбирая для нее работы, часть из которых – в их законченном варианте – куратор выставки «Абсолютная величина» Дорон Рабина и другие причастные сему делу музейщики увидели только за два дня до все-таки состоявшегося открытия в Тель-Авиве. Даже сам Хосе Муграби – главный коллекционер работ Джеффа Кунса – не знал заранее об этой выставке всё, что мы могли бы узнать сейчас, но, увы – музей закрыт. Одна из скульптур на выставке – Ballet Couple (2010-19), разрабатывалась последние десять лет и выставлена впервые. Так что пока, можно только на фотографиях увидеть одни из самых дорогих работ современного искусства, принадлежащие ныне здравствующему художнику, судя по выше упомянутому скайп-общению, прекрасно и уверенно себя чувствующего. Тьфу-тьфу-тьфу – пусть нам всем будет еще много Оранжевых и Сиреневых собак из нержавеющей стали с цветным глянцевым покрытием. Одна из «Оранжевых собак» Кунса была продана в ноябре 2013-го года на аукционе Christie’s за 58,4 миллиона долларов, став самой дорогой работой живущего художника. Приобрел ее именно Хосе Муграби. Позже, в мае 2019 года на том же аукционе Christie’ s скульптуру «Кролик» высотой около метра, сделанную Кунсом в 1986 году из нержавеющей стали, продали за 91,1 миллиона долларов.
Можно ли сказать, что Джефф Кунс совершил революцию в искусстве 20 и 21 века – в искусстве последних десятилетий? Безусловно, можно, но он был не один. И Джефф Кунс не лез на баррикады, он их и не возводил, а тихо и упорно складывал, угадав, куда повернет мэйнстрим в деле создания новых форм: от китча и плохого вкуса до поп-арта лидеров мирового искусства, от ready made Марселя Дюшана и художественной сакрализации индустриальных объектов до переосмысления ценностей экономических, символических, от прославления винила и металла до переосмысления множества «измов» – эротизма и патриотизма, к примеру, а также сексуальности, технологии, теорий воспитания, идей контекста и прочая, и прочая… «Бедные» объекты по желанию богатых или для желания богатых, производимые на фабрике по производству предметов современного искусства, становятся красочными, блестящими и эфемерными. А маркетинг той или иной продукции (включая искусство) зависит от работоспособности и продуктивности автора. Кунс создает образы и модели на компьютере, а его сотрудники воплощают их в материи, превращая гигантские воздушные шары и ряды пылесосов в абсолютные гальванизированные ценности. Перфекционизм их исполнения – практически религиозный, недаром выставки Кунса лучше всего смотреть под сопровождение литургической музыки.
Для того чтобы все это могли осмыслить посетители Тель-Авивского музея искусств, в студии Джеффа Кунса был предварительно изготовлен точный макет выставки «Абсолютная величина» (занимающей 850 квадратных метра – почему-то эта цифра важна музею), мрамор покрашен краской и подготовлены по настоятельному пожеланию самого Кунса специальные экскурсии для детей с периферии. Образовательный аспект сыграл немалую роль в карьере самого Джеффа Кунса, объясняющего в 65-минутном фильме BBC (https://www.youtube.com/watch?v=-27B8gngS4g), что в его работах соединяются философия и социология плюс удача в том, что на своем пути он встретил многих чудесных людей, оказавших ему поддержку: бабушку, родителей, педагогов, галерейщиков, коллекционеров. В этом фильме, вышедшем в 2015 году и показывавшемся два года назад на фестивале «Док-Авив» в Тель-Авиве, есть чудесный эпизод: Джефф Кунс приходит на собственную выставку-ретроспективу, занявшую в 2014 году все этажи Музея Уитни в Нью-Йорке. Перед его знаковой работой, концептуальной скульптурой «Три мяча 50/50 Бак» 1985 года, сидят на полу пятилетние дети. «Что это? – спрашивает ребенок. – Просто вода и в ней мячи?». «Это – законы физики и мои воспоминания» – объясняет Кунс. «Нет, это пустота» – отвечает дитя.
Кунс, до того, как стать одним самых влиятельных художников нашего времени, был брокером на Уолл-Стрит, а искусством начал заниматься в 1980-х, во время начала информационного бума. Может поэтому он и исследует значение искусства и зрелищ в эпоху массовой информации, точнее в эпоху, перенасыщенную как информацией, так и культурой потребления – производной массмедиа. Его эстетика – это пожалуй и есть абсолютная выжимка из потребительской культуры в степени истерии, вызванной СМИ. Выжимка «абсолютной величины».
Абсолютная величина – математическое понятие, модуль числа, расстояние между числом и началом координат, нулевой точкой (математики, простите за небрежность формулировки). Использование этого понятия в названии выставки как раз и соотносится с вопросом стоимости как одной из фундаментальных, доминирующих концепций в искусстве Кунса – как «идейной» составляющей, так и коммерческой, которые уже не разделить, не разлить ни водой, ни маслом. «Абсолютная величина» превращает Кунса не просто в некий феномен, а в аксиому современного искусства, в неудержимый символ, в упорно выше всех взлетающий ярко-синий шар и букет тюльпанов величиной с дом. Красиво ли это? Да! Он угадал наши вкусы, отчасти сам же сформировав и оставив свой след в общей культурной памяти. Сотрется ли этот след лет через сто – никто не знает, но пока что дорога Кунса – поп-звезды коммерциализации искусства – на общем арт-поле светится как большая, отовсюду заметная неоновая вывеска.
Выставка «Абсолютная величина» стала возможной благодаря уже второму сотрудничеству Тель-Авивского музея с нью-йорским коллекционером Хосе Муграби, предоставлявшего еще в 2013-м году экспонаты своей коллекции для выставки «Wanted», когда в Тель-Авиве можно было увидеть работы Энди Уорхола, Жана-Мишеля Баскии, Ричарда Принса, Тома Вессельмана, Адама Макьюина и других. Самый же первый раз работы Уорхолла из коллекции Муграби выставлялись в Тель-Авивском музее еще в начале 1990-х. И не будь Хосе Муграби и других коллекционеров – не было бы этой выставки и, возможно, в некоторой степени и самого Джеффа Кунса, точнее явления под названием «Джефф Кунс».
81-летний Хосе (Йосеф) Муграби живет в Нью-Йорке, но родился в Израиле. Он – сын сирийского еврея, владевшего бакалейной лавкой в Иерусалиме. Детство его прошло неподалеку от знаменитого рынка Махане-Иегуда. В возрасте 16 лет Хосе отправили в Боготу, столицу Колумбии, где он жил у дяди и поначалу работал посыльным, затем занялся текстилем. В 22 года он открыл свое дело по оптовой торговле тканями, которое шло весьма успешно. Муграби превратился в одного из крупнейших импортеров и именно поэтому – просто чтобы не убили – семья переехала в 1982 году в Нью-Йорк. Постепенно Хосе Муграби начал приобретать произведения искусства, серьезно заинтересовавшись Уорхолом в 1987 году, когда посетил ярмарку Art Basel в Швейцарии, где купил четыре работы из серии «Тайная вечеря» художника по 37.000 долларов каждая. В следующем году Муграби решил, что хочет стать арт-дилером, и покинул текстильный бизнес. В 1988 году Муграби установил мировой рекорд арт-дилеров, купив картину «Мэрилин Монро. Двадцать раз» за 3,96 миллиона долларов. Сейчас коллекция семьи Муграби хранится на специальных складах в в Цюрихе и Ньюарке, одних Уорхоллов там около 800. Сколько у Муграби Джеффов Кунсов – не знаю, не нашла сведений, но общая стоимость работ, представленных на выставке в Тель-Авивском музее – более 140 миллионов долларов. Рынок современного искусства оказывается куда более запутанным, чем кажется на первый взгляд. Хосе Муграби признал, что завышает цены, но оправдался, что делает это исключительно из любви к искусству. Считается, что его коллекция, которой сегодня в основном распоряжаются его сыновья – Альберто и Дэвид – одна из самых ценных коллекций современного искусства в мире.За каждую выставку, для которых Муграби одалживает экспонаты свою коллекции, он получает порядка 2 миллионов долларов. Для выставки в Тель-Авиве он предоставил работы Кунса бесплатно. Стоимость доставки и страховки этой выставки составила более миллиона долларов.
Изначально было объявлено, что выставка продлится до 10 октября. Что и когда будет – никто не знает. Так что следите за обновлениями на сайте и на странице фейсбука Тель-Авивского музея искусств.
https://www.tamuseum.org.il/
https://www.tamuseum.org.il/he/exhibition/jeff-koons-absolute-value/
https://www.facebook.com/tamuseum/
Об «Оранжевой собаке» кстати, уже написана книга – вот ссылка: https://mybook.ru/author/donald-tompson/oranzhevaya-sobaka-iz-vozdushnyh-sharov-dutye-sens/read/
Маша Хинич. Все фотографии © Elad Sarig и © Chris Fanning- предоставлены пресс-отделом Тель-Авивского музея искусств – https://www.tamuseum.org.il