В тель-авивском дворце “Минора Мивтахим” с огромным успехом прошел концерт Пола Анки – певца и автора многих легендарных песен, кумира нескольких поколений, артиста, вот уже более 60 лет заслуженно пребывающего в статусе суперзвезды, и одного из ярчайших и на сегодняшний день, к сожалению, последних представителей золотой эпохи американской эстрады
Этот во многом необычный по нынешним временам концерт начался тоже необычно: под звуки своего суперхита “You Are My Destiny” Пол Анка явил себя публике прямо в центре зала дворца “Минора Мивтахим”, где 11 июля 2019 года состоялось его единственное представление в Израиле. Только-только рассевшийся по своим дорогим местам партер в едином порыве ринулся к герою этого вечера, чтобы поближе рассмотреть и лично поприветствовать большого артиста, не побоявшегося, кстати, быть разорванным на сувениры, хотя такая опасность явственно витала. На пути к сцене Анка доброжелательно жал протянутые руки, терпеливо фотографировался с любителями “звездных селфи” и раздавал воздушные и самые что ни на есть плотские поцелуи многочисленным поклонницам и поклонникам.
Представление было выстроено по лекалам классической драматургии – началось с документального пролога и яркой увертюры, продолжалось по стремительной нарастающей (суперхитам было катастрофически тесно в этой насыщенной программе) и закончилось мультиоргазмическим апофеозом: последние минут 20 концерта публика, вскочив со своих мест, просто стонала и стенала от удовольствия!
По содержанию программа “Анка поет Синатру” напоминало неторопливое перелистывание с друзьями семейного альбома: вот артист еще совсем молод, но уже ужасно знаменит, вот он с культовыми личностями второй половины XX столетия – с Фрэнком Синатрой, Элвисом Пресли, Эдом Селиваном, четверкой “Битлз”, Мухаммедом Али, Майклом Джексоном, Селин Дион, с президентами США и прочими, вот – со своими пятью дочерьми от первого брака и 14-летним сыном от второго (и, кстати, не последнего) – он тоже прибыл в Израиль вместе со своим знаменитым родителем и в конце концерта вышел на сцену поприветствовать папу.
Тут, пожалуй, следует сказать, что артист выступал в сопровождении, как бы это ни парадоксально звучало, маленького, но полноценного биг-бэнда: яркие атаки медной группы (три трубы, два тромбона и саксофон) надежно поддерживались расширенной ритм-секцией (гитара, бас, ударные с дополнительной перкуссией, рояль и клавишные, взявшие на себя обязанности струнных). Все звучало в лучших традициях Лас-Вегаса – ярко, широко, даже размашисто, местами помпезно и мобилизующе. Живой оркестр сегодня могут позволить себе очень немногие гастролеры, однако впитанный с молоком большой матери – мировой эстрады перфекционизм просто не позволил артисту с подобными именем, биографией и репертуаром обходится малыми формами.
Начиная во второй половине 1950-х исполнителем твистов, рок-н-роллов и романтических подростковых баллад, Пол Анка прошел большой эстрадный путь, на пике которого выбрал крунинг – стиль негромкого проникновенного исполнения, основанный на свинговой фразировке, джазовых стандартах и непринужденном общении с публикой. Самыми яркими крунерами в свое время были Бинг Кросби, Энди Уильямс, Перри Комо, Фрэнк Синатра, Дин Мартин, Нэт Кинг Коул, Тони Беннетт… Когда переходящий трон крунинга опустел, его уверенно и заслуженно занял Анка, а прошедший в Тель-Авиве концерт – яркое тому подтверждение. Взращенный и воспитанный в традициях старой джазово-эстрадной школы, в окружении и на личном примере столпов популярной музыки XX века, Пол Анка, еще не достигнув и тридцатилетнего возраста, уже созл для Фрэнка Синатры глубокий судьборезюмирующий текст суперхита всех времен и народов “My Way” – одной из наиболее часто исполняемой песни на Земле, под звуки которой, например, в Великобритании, согласно воле усопших, проходят каждые седьмые похороны и, наконец, которой в этом году исполнилось уже полвека.
Фрэнку Синатре лично, с которым Пола Анку связывает не только великая песня, но и творческая дружба (конечно, немного снисходительная со стороны Фрэнка), а также, пожалуй, всей, увы, уходящей эпохе большой качественной эстрады и была посвящена нынешняя программа заезжей знаменитости. Анка проникновенно пел свои песни, написанные для себя и других знаменитых исполнителей, песни Синатры, но в своей неподражаемой манере, а также произведения иных рок- и поп-звезд, переосмысленных и переаранжированных для свингующего эстрадного оркестра.
Пол Анка – не в первый и, хочется надеяться – не в последний раз в Израиле. Американец ливанского происхождения, мегазвезда, он не однажды столкнулся с призывами всевозможных пропалестинских организаций примкнуть к культурному бойкому Израиля и отказаться от своего концерта в Тель-Авиве. Однако гражданского мужества и природного чувства юмора артисту не занимать: “Конечно, мне звонили, даже когда я был здесь в последний раз, – рассказал израильским журналистам Пол Анка по прибытию в аэропорт Бен-Гурион. – Но я очень деликатно всем ответил: fuck off!”.
Не только поэтому, но в Тель-Авиве Пола Анку встречали как героя – бурными и продолжительными аплодисментами, переходящими в овации. Артист отвечал тем же – искренним уважительным отношением к публике, к своим музыкантам, что, к сожалению, не так часто еще встречается в современной дикой природе.
Анка, безусловно, заслуженно занял трон, оставленный когда-то Синатрой. Ибо тоже обладает редким даром дарить тепло окружающим.
Иногда случается, что исполнитель, например, устал, или к него возрастные проблемы с вокалом – тогда он добирает актерским мастерством, поет, что называется, сердцем. Но это не наш случай. Полу Анке ничего этого не нужно. Хотя артистического мастерства у него даже в переизбытке.
Обладая мощным, о многом говорящим выразительным взглядом, транслирующим многоуровневый пласт богатого жизненного опыта, Пол Анка, например, во время исполнения своей легендарной песни “My way” в принципе мог бы просто молчать. И дирижировать многотысячным хором дворца “Минора “Мивтахим”, поющим вместе с ним с самого начала концерта. И иметь заслуженный успех.
Но большой артист не ищет легких путей. Да ему этого и не нужно: пребывая последние лет 30 в возрасте Карлсона (то есть – в полном расцвете сил), Пол Анка в свои 77 выглядит вызывающе вечно зеленым, ибо находится в прекрасной физической и творческой форме. Его вокал, несмотря на, казалось бы, груз прожитых лет, крепок и силен. Этот мощный старик за почти два часа концерта подобно своему уже упомянутому всуе товарищу Мухаммеду Али порхал как бабочка и жалил как оса: ни на секунду не сошел со сцены, не допустил ни одной даже спорной ноты, не смотря на то, что дважды спускался в зал, где в условиях повышенной трудности пел и танцевал вместе с публикой.
Когда Анка пел “My way”, каждый в зале чувствовал, о каком пути идет речь – конечно, о его собственном… но с авторскими акцентами творца. Это были наши песни, наша жизнь, наш путь!
Фото: © Ashlea Wessel; Luciano J Bilotti – предоставлено организаторами гастролей в Израиле: Shmuel Zemach Ltd и компания NYK Арье Кадури и пиар-агентством Sofia Nimelstein PR & Consulting