Интервью первоначально опубликовано в приложении “Нон-Стоп” к газете “Вести” 28 сентября 2017 года. Заглавное фото – Тигран Экекян -Photo © Asatur Yesayants
В Абу-Гош в дни праздника Суккот на 52-м фестивале литургический и вокальной музыки выступит с единственным концертом (в воскресенье, 13 октября, в 15:00) впервые приезжающий в Израиль хор «Маленькие певцы Армении». В связи с этим предлагаем вам интервью с руководителем хора, маэстро Тиграном Экекяном.
Уникальный хор «Маленькие певцы Армении» под руководством своего художественного руководителя и дирижера Тиграна Экекяна покорил не одну сцену мира. В 2002-м году хор «Маленькие певцы Армении» (основанный еще в 1992 году при содействии международной ассоциации «Армянские маленькие певцы» и муниципалитета Еревана) был признан лучшим детским хором мира Всемирной ассоциацией хоровой музыки. Кстати, среди множества хоровых коллективов, есть всего несколько детских хоров завоевавших звание «Лучший хор мира». «Маленькие певцы Армении» постоянно принимают участие в различных международных фестивалях, всемирных симпозиумах, выставках. В их послужном списке: Фестиваль молодежных хоров (Базель, Швейцария, 1995 г.), фестивали в Гон-Конге, Гуан-Джо и Пекине (Китай, 1999 г.), ЭКСПО 2000 (Ганновер, Германия), «Золотая ладья» (Сочи, Россия, 2001 г.), «Димитрия» (Салоники, Греция, 2002г.), Шестой Всемирный Симпозиум Хоровой Музыки (Миннеаполис, США, 2002 г.), армяно-американский фестиваль «Песнь Единения» (Армения, 2004, 2006). Молодые исполнители также участвовали в концертах и конкурсах: «Азнавур и друзья» (Париж, Франция, 2006 г.), «Дружат дети на планете» (Москва, Суздаль, 2010 г.), «Пусть поет будущее» (Стокгольм, Готтебёрг, Швеция, 2012 г.), в том числе в Европейском фестивале молодежных хоров (Базель, Швейцария, 2014), в Пятом фестивале детских хоров, посвященном Геноциду армян и Армении (Салоники, Греция, 2015г.).
Коллектив был удостоен высших наград премьер-министра Армении, Министерства культуры Армении и мэрии Еревана, а также награжден медалью «Леонардо да Винчи» Европейской академии естественных наук. «Маленьких певцов Армении» в качестве почетного гостя приглашают на самые престижные фестивали, а художественные руководители многих музыкальных певческих коллективов мира считают юных армянских исполнителей вне конкуренции.
«Маленькие Певцы Армении» – лучший детский хор, который я когда-либо слышала. Они с другой планеты… Этот хор поистине потряс меня. Есть нечто глубокое, что исходит из глубины их душ. Они сливаются в пении: нежность пиано и пианиссимо, возможности динамики – фантастические! Они лучшие посланцы Армении» – так считает израильтянка Майя Шавит, основатель, художественный руководитель и дирижер хора «Эфрони», по инициативе которой хор приглашен в Израиль и с подачи которой «Маленькие певцы Армении» исполнят в Абу-Гош «До завтра» – песню Йони Рехтера на слова Натана Заха.
Коллективы, возглавляемые профессором Тиграном Экекяном, выступали в 90 странах и неоднократно занимали призовые места. Уже в первые годы существования хора его воспитанники и хоры завоевали 5 золотых, 5 серебряных и 1 бронзовую медаль на различных международных конкурсах, в том числе на конкурсах в Арнеме (Голландия), «Айстедфод» (ЮАР, Великобритания), «Такарацука» (Япония) и «Голднгейт» (США)…
Тигран Экекян -Photo © Asatur Yesayants
Среди записанных маэстро дисков призов удостаивались «Полное собрание сочинений Барсега Каначьяна», («Лучший классический альбом года», AMFA, Лос-Анджелес, США 2001); «Духовная музыка V-XX вв.» – 2004 год.
Тигран Экекян является основателем и художественным руководителем целого ряда национальных и международных конкурсов и фестивалей. Он – кавалер медалей Мовсеса Хоренаци (за выдающийся вклад в развитие национальной культуры), Леонардо да Винчи, Маршала Баграмяна, ордена Еревана. Тиграну Экекяну присвоено звание «Заслуженный учитель», и к этому своему титулу у маэстро совершенно особенное отношение. При активном содействии Тиграна Экекяна хоровые произведения армянских авторов издаются в авторитетных издательствах, таких как Oxford Press и Carus.
– Тигран! Добрый день! Скоро мы сможем увидеть и, главное, послушать концерт вашего хора. А пока что несколько вопросов. И первый, естественно, такой: хор в первый раз приезжает в Израиль?
– Да, впервые за свою историю хор «Маленькие певцы Армении» приезжает в Израиль. Я бывал у вас в стране несколько раз. Первый – еще в 1990-м году со своим Радио-хором на фестивале в Акко, затем приезжал для участия в различных мастер-классах, работал со сводным хором Израиля по приглашению Майи Шавит…
– Пригласивший вас и в этот раз?
– Да, именно она пригласила нас еще весной – я был в Израиль на пасхальные праздники, когда Майя Шавит ее коллеги собирали на каникулах детей из разных хоров, приезжали их руководители, мы проводили совместные общие репетиции. И хормейстеры, и дети слушали, делали программы, записывали упражнения. Сочетание приятного с полезным.
– Во время ваших предыдущих визитов в Израиль вам удавалось посетить фестиваль Абу-Гош?
– Нет, и очень жаль – ведь это известный престижный фестиваль. Нас приглашали на фестиваль «Зимрия», но не получалось приехать, не совпадали сроки. А когда я приезжал с Радио-хором, то мы очень сдружились с дирижером Генри Клаузнером (легендарный дирижер Объединенного хора из кибуца Якум. Клаузнер скончался в 2009-м году – М.Х. ), мы часто с ним контактировали и общались за рубежом.
– В Израиле давние и, главное, любимые хоровые традиции. Хоров множество – как профессиональных, так и любительских, для всех возрастов, есть несколько хоровых фестивалей, масса мероприятий, постоянная хоровая «динамика». А как обстоят дела с хоровым пением в современной Армении?
– Одноголосное хоровое пение в Армении существует как минимум с 3-4-го века, когда начала развиваться духовная хоровая музыка. А если перескочить сразу к концу 19-го века, то стоит напомнить, что такие композиторы как Кара-Мурза, Екмалян, Комитас пытались привить многоголосие и это, конечно, не так уж легко давалось, потому что веками люди предпочитали одноголосие – это была суть народного пения в Армении. Затем был советский период – «обязательные» произведения, хоры и партитуры, но с получением независимости все развивается по-своему, хотя иногда странно. У нас шесть государственных коллективов – три камерных, один академический, один оперный хор и еще есть один городской хор. Их субсидирует государство. И около десятка, не больше, самодеятельных коллективов.
– Ваш хор пользуется государственной поддержкой?
– Хор «Маленькие певцы Армении» – это международная ассоциация. Нас поддерживают армянские общественные организации и муниципалитет, ежегодно субсидирующий коммунальные расход и зарплаты педагогов, но это мизерная сумма, хотя одновременно и большая помощь, без которой мы не смогли бы существовать. Периодические появляются спонсоры, но у них свои интересы. К сожалению, сегодня хоровое пение не так уж популярно в Армении. Вроде бы его все любят, есть шесть хоров, но во всех этих шести хорах мужчин хватает примерно на три состава – многие поют одновременно в двух-трех коллективах.
– У вас в хоре тоже поют в основном девочки?
– Когда мы создавали хор в 1992 году, в самом первом составе у нас было 70 человек, из них 22 мальчика. Сейчас у нас две группы – младшие и старшие. У младших восемь мальчиков, а у старших – всего пять. Но изучили репертуар и могут участвовать в концертах всего двое.
– Вы употребили термин «сдали программу». Судя по этим словам, у вас строгое обучение.
– Я обожаю детей. Но четко понимаю, что если нет строгости, дисциплины, устоев и правил в коллективе – будь это хор, оркестр, или футбольная команда, то результатов добиться практически невозможно. Если нет психологически здоровой обстановки, что бы ты ни делал, коллектив не заработает так, как он должен работать – в лучшем смысле слова. Поэтому у нас строгие правила, хотя добиться этого трудно и с каждым годом мы становимся лояльней, толерантней. Я отдаю себе отчет в том, что такая дисциплина, которая была раньше и которую мы добивались прежде, возможна при тоталитарных режимах, таком, какой был в Советском Союзе. Но если ты хочешь работать в демократическом обществе, нужно добиваться дисциплины не палкой, а любовью к себе. Мне повезло, я люблю детей, и они меня очень любят. И мое слово для них очень важно.
– Ваш хор является европейским послом доброй воли, вы выступали с Шарлем Азнавуром. Как это происходило?
– Нам было присвоено звание Культурный посол Европы, что было для нас самих очень неожиданно. Я сидел у себя в кабинете и вдруг получил электронное письмо от некой организации при Евросоюзе, которая решила присвоить нам это звание. Позже мы узнали, что было выбрано около 300 лучших хоров Европы, из них создана Всемирная ассоциация хоровой музыки. А уже из этих 300 хоров трем были присвоены звания и мы оказались в этой тройке, что было очень приятно. Через год нас снова выбрали одним из лучших хоров и пригласили на Всемирный симпозиум хоровой музыки, что было очень высокой для нас планкой.
А что касается Шарля Азнавура… Он и его команда задумали мощное шоу в честь его 80-летия, это было в «Пале де Конгресс» в Париже. На сцене Азнавура поздравляли мировые звезды, и каждый пел одну из его песен, такое было условие. Наше правительство очень хотело, чтобы кто-то из Армении обязательно выступил, предлагали эстрадных певцов, но им было трудно тягаться с мировыми знаменитостями… Азнавур отказывал, как-бы ни просили его – даже на уровне президента. Он отвечал, что в Армении нет певца такого калибра, который мог бы выступить наравне с ним. Но когда его снова очень попросили пригласить кого-то из Армении, то он согласился на наш хор. Азнавур присутствовал на нашем концерте в 2000-м году. Так что в 2004 году мы по его приглашению участвовали в гала-шоу на его 80-летие. А через 2 года был еще один концерт в Париже под названием «Азнавур и друзья» в Гранд Опера. И мы снова там выступали. А потом выступали в Ереване, на площади Республики, вся площадь была забита людьми и там мы тоже пели вместе с Шарлем Азнавуром.
Каждый раз, когда Азнавур приезжал в Армению, мы очень хотели петь для него и выступать вместе. Выступления с Азнавуром – это престижно, но это не единственный критерий нашего профессионального уровня. Уровень – это еще и когда нас приглашает Всемирный симпозиум хоровой музыки. Или выступления – в «Опера Сити» в Токио, в Стокгольмском Доме концертов, в Миннеаполисе в Филармоническом зале, в «Виктория Холл» в Женеве. Мы поем в больших, всемирно известных залах, пополняем наш список и нашу «коллекцию» этих залов и получаем огромное удовольствие еще и от акустики залов, их атмосферы. Такой, как в Большом зале Консерватории имени Чайковского в Москве. В подобных залах – другое ощущение. Представьте, что вы зашли в новое здание церкви, где еще не высохла штукатурка, или и в церковь 12-го или даже 5-го века – там совсем другие впечатления и чувства. В этих залах выступают мировые величины, там другая отдача, превосходное звучание, иные технические возможности и, конечно, другая публика – более ценящая, более знающая.
– На вокальном фестивале в Абу-Гош публика также не случайная, а очень эрудированная и посещающаяся этот фестиваль десятки лет.
– Когда нас пригласили в Абу-Гош, мы, конечно, сразу согласились. Еще бы – мы в одной программе с известнейшим Камерным хором Штутгарта! Это очень престижно. Я вам обещаю, что после нашего возвращения в Армению я постараюсь рассказать о фестивале Абу-Гош и на телевидении, и на радио. К тому же, дети из нашего хора и сопровождающие их взрослые – это всегда «ходячая реклама».
– Кстати, ваш хор – первый случай приглашения на фестиваль детского хора из-за рубежа. Выступление «Маленьких певцов Армении» – большая честь для фестиваля. Какую программу вы привозите в Израиль? Включены ли в нее сочинения, подготовленные специально для фестиваля в Абу-Гош или вы будете исполнять произведения из обычного репертуара?
– У нас в программе более 400 произведений. Включая 11-частные, 8-частные мессы, оратории – очень широкий репертуар. Но, несмотря на это, мы все время пополняем программу новыми произведениями. Какие-то уходят в прошлое, мы устаем от них или отказываемся, приобретая новые. Для нашего хора специально пишут композиторы Армении и зарубежные. Кроме того, перед каждым турне мы проводим конкурс детских хоровых произведений, в котором участвуют молодые композиторы из разных стран, с очень престижным международным жюри, выбирающим три произведения. Хор их исполняет, композитором присуждают премии за 1-е и 2-е место. И если у нас намечено турне, то мы показываем программу, включающие эти произведения. В этом году конкурс не состоялся, но у нас накопилось много произведений, которые мы никогда нигде не пели. Хор также исполняет духовную музыку – так называемые шараканы, напоминающие григорианские песнопения. Это музыка, которую пели в 5-м веке в армянских церквях. В репертуаре есть и современная музыка, и классика, и романтическая музыка, и джазовые произведения. И, конечно, армянская музыка. Мы стараемся, когда выезжаем за рубеж, показывать все, что мы можем. Есть коллективы, которые поют только современную, или только барочную музыку, или романтическую. Мы поем всё. И этим подкупаем публику, ведь это не так легко – петь в той манере, в которой исполняется каждый отдельный жанр. Мы также советовались с художественным руководителем фестиваля Ханной Цур. Она изучила наш репертуар, ей многое понравилось, но при этом она попросила исполнить определенные произведения, в том числе и израильские. Что мы и сделаем по ее просьбе.
– Сколько человек приедет в Израиль?
– Обычно мы гастролируем составом в 40 человек, по 10 человек в каждой группе – сопрано, альты и так далее. В Израиль мы едем составом в 36 человек детей и несколько сопровождающих взрослых.
– Ждем вас на фестивале. До встречи!
– А мы с нетерпением ждем этой поездки. Так что увидимся!
Линк на видео: https://www.youtube.com/watch?v=iQ5coeBnBIs
Страница в фейсбуке – https://www.facebook.com/LSAchoir
Сайт хора «Маленькие певцы Армении» – http://als.am/en/
Также в программе 52-го фестиваля в Абу-Гош: выступление Камерного хора Штутгарта, знаменитого воронежского хора «Символ веры»; Canto General Микиса Теодоракиса; Stabat Mater Шуберта и Гайдна, программы спиричуэлс и песен Леонарда Коэна; барочная музыка; еврейская литургика; оратория «Всемирный потоп» Микеланджело Фальветти для солистов и оркестра; программы танго, ирландских и цыганских песен; программа, посвященная Бобу Дилану, день аккордеонов, концерты на открытом воздухе, мастер-класс по бамбуковых флейтам и многое, многое другое.
Вся информация о фестивале (включая программу на русском языке) – на сайте http://agfestival.co.il/
Страница в фейсбуке – https://www.facebook.com/festivslabugosh/
Художественный руководитель фестиваля в Абу-Гош– Ханна Цур. Продюсер фестиваля – Гершон Коэн
Продажа билетов – касса «Браво» (*3221) или www.bimot.co.il (*6226)
Фотографии предоставлены пресс-службой хора “Маленькие певцы Армении“