Верхнее фото предоставлено Международной музыкальной ассоциацией Артура Рубинштейна
Cегодня – Ту би-Шват, и еще сегодня, 28 января – день рождения Артура Рубинштейна (1887 -1982). Так что сегодня – самый правильный день для того, чтобы объявить, что 16-й Международный фортепианный конкурс имени Артура Рубинштейна, который дважды откладывался, пройдет в апреле – мае этого года, как обычно, в три этапа. Два первых – онлайн, третий, как надеются организаторы конкурса и 11 членов жюри – в тель-авивских концертных залах. Надеюсь вместе с ними, что в мае музыку можно будет услышать, увидеть и почувствовать очно в Тель-Авиве. Свое участие в конкурсе подтвердили 36 пианистов из 16 стран. Жеребьевка очередности выступлений состоялась на прошлой неделе. Напомню, что на второй этап конкурса проходят 16 человек, а к финалу подпускают 6 новых гениев. И уже 6 финалистов спорят (интеллигентно, за роялем) кто станет победителем. Продажи билетов на онлайн просмотры и концерты начнутся в феврале. Общий призовой фонд конкурса в этом году – около 125.000 долларов. Для проведения он-лайн прослушиваний жюри и слушателями одновременно придумана хитрая техническая система, особая платформа стриминга. Не забыли и то, что предыдущий год был годом Бетховена – загляните в раздел репертуара конкурса на сайте и поймете о чем речь – https://arims.org.il/news/
Ну, а мы вернемся к Артуру Рубинштейну, который, как никто другой, отображал в своей музыке радость жизни. Уже одно это отличало его от нашего серьезного музыкального поколения, где много мастерства, и мало магии.
«Любите жизнь, и она возвратит вам любовь. Любите людей и они возвратят вам свою любовь», – так говорил Артур Рубинштейн и этим словам следовал Яков (Яша) Быстрицкий – основатель международного фортепьянного конкурса имени Рубинштейна.
Польский музыкант Артур Рубинштейн – личность легендарная. Его музыкальный путь начался в 1900 году в Берлине, а завершился в 1976-м в Лондоне. С его именем связано много открытий в искусстве ХХ века. Оно давно уже стало легендой в истории исполнительского искусства современности. Ни об одном пианисте XX века не было написано столько книг, статей и репортажей, не высказывалось столько самых разнообразных мнений. Он первым познакомил многих с произведениями Стравинского и Шимановского, положил начало мировой известности Вила Лобоса, Альбениса, Гранадоса и де Фальи, был изумительным интерпретатором сочинений Равеля, Пуленка, Мийо. Игра на рояле была для него не просто профессией – она составляла сущность его «я», становилась естественной формой его существования. Жизненная философия и мощный стимул творчества позволяли Рубинштейну и его искусству всегда оставаться молодым. «Я считаю себя счастливейшим человеком среди всех, кого мне довелось встретить, – говорил Рубинштейн. – Когда я сажусь за рояль, я безумно счастлив».
Артур Рубинштейн всегда умел очаровывать публику и был одной из самых необычных личностей, которые знал ХХ век. Конечно, это обаяние поддерживалось и впечатляющей, по свидетельству тех, кто видел и понимал, техникой. Он полностью владел музыкой, но с неким нарочитым небрежением относился к сверхпедантизму и любил рискнуть. Говорили, что он был рожден для игры на фортепиано, и на сцене казалось, что он и рояль становились единым целом.
Как писал известнейший музыкальный критик Гарольд Шонберг в своей статье в апреле 1986 года в преддверии 5-го конкурса: «Рубинштейн должен был стать пианистом-романтиком. В конце концов, он родился в 1887 году, в период, когда великие ученики Листа и Теодора (Федора) Лешетицкого начали штурмовать мир. И, конечно же, Рубинштейн перенял некоторые манеры того периода. Для романтиков звук был эстетикой сам по себе, а звук игры Рубинштейна оставался непревзойденным всю его жизнь. Артур Рубинштейн сохранил лучшие элементы романтизма, но отбросил его излишества, его игра была интеллектуальна в духе 20 века – в его игре не было мелких деталей, важно было всё. Рубинштейн был большим пианистом и в то же время очень тонким, каждую пьесу он играл с размахом, с огнем, логично.
Рубинштейн был известен с юности, но международная слава пришла к нему в 1930-х годах. Записи, сделанные им в середине 1920-х годов «Десятая рапсодия» Листа или «Наварра» «Альбениса (https://www.youtube.com/watch?v=tpOHUGNS4Uk) демонстрируют феноменальную виртуозность».
Во что пишет Гарольд Шонберг дальше: «В молодости Артур Рубинштейн оказался в нужном месте. Два главных героя клавиш – Исоиф Гофман и Сергей Рахманинов – приближались к концу своей карьеры.Новое поколение молодых пианистов было менее интересным (хотя не будем забывать о Владимире Горовице и Бенно Мойсевиче). Публике был нужен новый романтический герой, и Рубинштейн отвечал всем требованиям. Он был поляком, а значит, романтичным и экзотическим. У него была невероятная харизма. В Соединенных Штатах его приезду предшествовала серия превосходных записей – Концерт си-бемоль минор Чайковского, Скерцо Шопена и другие произведения Шопена, – которые вызвали большой интерес. После Второй мировой войны Рубинштейн стал одним из самых популярных пианистов. Вторым был Владимир Горовиц, но капризный, непредсказуемый Горовиц имел привычку брать длительные творческие отпуска, самый продолжительный из которых (с 1953 по 1965 год) отдали его от публики на двенадцать лет».
«В создании великой музыки должен быть элемент смелости, на сцене я авантюрист – сказал Рубинштейн в интервью Гарольду Шонйберг у в 1964 году. – Эти молодые люди слишком осторожны. Они ищут музыку в кармане, а не в сердце».
Ближе к концу жизни Рубинштейн согласился дать свое имя конкурсу пианистов в Тель-Авиве с надеждой, что сам пример его жизни и оставленные им записи побудят молодых музыкантов стремиться к мастерству, к куда большему, чем просто правильное воспроизведение нот, создание музыки с умением. большой ум и большая концепция, которая не только воспроизводит ноты, но и превосходит их. Артур Рубинштейн, учредивший конкурс вместе с израильским музыкантом и импресарио Яков Быстрицким, сам возглавлял жюри в ходе первых двух состязаний. В 1980-м году, после успех первых трех конкурсов была создана Международная музыкальная ассоциация Артура Рубинштейна. Четвертый конкурс 1983 года был проведен как фестиваль памяти Рубинштейна, скончавшегося полугодом ранее: награды лауреатам вручал лично президент Израиля, центральным событием фестиваля стал гала-концерт Маурицио Поллини.
Интересно, что сам Артур Рубинштейн недолюбливал конкурсную систему. Возможно после его участия в конкурсе… Рубинштейна. Имеется в виду конкурса имени Антона Рубинштейна: в 1910 году 23-летний тогда Артур Рубинштейн принял участие в единственном тогда международном соревновании – конкурсе имени Антона Рубинштейна в Петербурге – и удостоился специального первого почетного отзыва (международный конкурс пианистов и композиторов, учрежденный Антоном Рубинштейном проводился каждые пять лет с 1890 года. Состоялись пять конкурсов, шестой в 1915-м году был запланирован, но отменен из-за Первой мировой войны). Артура Рубинштейна опередил немецкий пианист Альфред Хён, запасшийся рекомендательным письмом от своего покровителя – великого герцога Гессенского к его сестре, российской императрице Александре Федоровне. В знак протеста против политики конкурса знаменитый дирижер и композитор Сергей Кусевицкий (один из лучших контрабасистов за всю историю и великий дирижер, сделавший Бостонский Симфонический одним из лучших оркестров мира) послал Рубинштейну довольно крупную денежную сумму и пригласил его выступить со своим оркестром, дав ему место солиста в новосозданной антрепризе.
Конкурс Артура Рубинштейна, проходящий каждые три года, по праву считается одним из самых значительных и авторитетных в мире фортепианной музыки. За 46 лет своего существования конкурс Артура Рубинштейна стал великолепной стартовой площадкой для множества исполнителей, обретших мировую славу. Среди них Эммануэль Акс (1974), Герхард Опиц (1978), Йен Фонтейн и Бенджамин Фрит (1989), Александр Корсантия (1995), Александр Гаврилюк (2005), Даниил Трифонов (2011), Антоний Барышевский (2014), Шимон Неринг (2017) и другие. Общее число конкурсантов, принимавших участие в 15 состязаниях, приближается к 700.
Победители и призеры конкурса, помимо внушительной денежной премии, получают памятную медаль с портретом Артура Рубинштейна, выполненную по рисунку Пабло Пикассо, который был близким другом музыканта. Этот рисунок выдающийся художник сделал специально для конкурса. Впоследствии рисунок стал логотипом конкурса.