Хотела написать отвлекающий от неприглядной насущности пост о подарочном издании, посвященном архитектуре. Но все равно не получилось не связать с историей страны и, заодно, с вопросом, зачем тель-авивскому суду понадобилась новая высокая башня.
Подарки же все равно надо дарить? И книги все равно покупать, и даже не всегда для того, чтобы их читать. Читать удобнее в электронном виде на экране ipad. Но дарить ipad каждый раз сложно, а вот книгу еще можно – бумажную, прекрасно изданную, прелюбопытную, по интересующей теме, а шрифты какие! Книга – такая, что и в руках подержать, и страницы перелистать, и на иллюстрации поглазеть, и фотографиями восхититься, и статьи почитать… И дарить потому, как сделано здорово, написано хорошо, а тема: Тель-Авив, архитектура, сама полиграфия, история современной архитектуры в Израиле и история династии Рехтер – Зеев, Яков, Амнон. Разговор об истории, семье, кино, строительство – и всё вокруг здания суда в Тель-Авиве. А причем тут кино? Притом, что книга открывается беседой Амоса Гитая (отец которого Мунио Гитай-Вайнрауб таже был известным архитектором стиля баухаус и в Хайфе есть музей его имени – студия, превращенная Амосом Гитаем из бывшей мастерской отца в музей архитектуры) и Амнона Рехтера. Немудрено, что Амос Гитай и Амнон Рехтер знакомы с детства, но этот факт – лишь одно из многих отступлений в книге, посвященной архитектуре и полной чертежей, планов, схем, фотографий и рассказов. Кстати, Гитай как-то сказал: «Когда я читаю лекции студентам, меня часто спрашивают, какой совет я могу им дать. Я отвечаю: «Учитесь на архитекторов». Я считаю, что режиссерам лучше изучать архитектуру. Это близкие области — и кино, и архитектура занимаются организацией пространства».
Организация пространства, архитектура, как подвижная картина и всё что вокруг об этом и рассказывается в новой книге, изданной архитектурным центром Рехтера – ReCA. И ещё одно кстати – статьи различных разделов этой книги написаны разными людьми: одна из них Дана Гордон, озаглавившая свой раздел «Город – башня – суд» или «Башня суда как микрокосмос города», в котором названия фотографий интерьеров нового здания суда (пристроенного к старому) таковы: Город, Площадь, Улица, Дом, Комната. И фотографии эти чудесны, как, впрочем и текст. И уж если речь зашла о фотографиях – произведениях искусства, то отмечу, что отдельная глава посвящена именно произведениям искусства, украшающим коридоры и залы новой башни мирового суда Тель-Авива, конкурс на строительство основного здания которого Зеев Рехтер выиграл еще в 1959 году, а возведение нового крыла, той башни, о которой идет речь в книге, шло с 2011-го по 2014-й год.
И, конечно же, : эта книга – напомнить себе самим о династии Рехтеров, архитектурной компанией которых руководит в наше время как раз Амнон Рехтер.
Да – название! Вот оно: חשוף: אמנון רכטר. היכל בית המשפט תל אביב – יפו
«Такой, какой есть: Амнон Рехтер. Дворец правосудия Тель-Авив – Яффо»
Знаю, что для перевода названия можно придумать еще дюжину вариантов, но мне понравился именно этот – «Такой, какой есть». Книга издана в последние дни года предыдущего (цифры года лучше не приводить, чтобы не раздражать) Центром архитектуры «Рехтер» – ReCA – и рассказывается в ней не только об истории строительства новой башни здания мирового суда в Тель-Авиве, о процессе ее возведения, но и о связи, созданной между пространством, законом и правосудием, о процессе кураторства и месте авторских произведений искусства в интерьерах башни. Тексты, иллюстрации и фотографии описывают и процессы проектирования, расчетов, строительства, и проблемы концептуальные и градостроительства в целом, восприятие архитектуры как искусства и как точной науки, показывая хронологию проектирования, связь между пластическими искусствами и архитектурой, формирование архитектурных практик.
Амнон Рехтер более 20 лет находится в авангарде градостроительства Израиля. Его здания показывают неуловимую взаимосвязь между инновационными архитектурными средствами нашего времени и в т о же время напоминают о знаковой архитектуре поколения времени создания государства, о модернизме брутального бетона 1960-х годов и материаловедении наших дней. В книгу «Такой, какой есть» вошли тексты Амнона Рехтера, Амоса Гитая, Даны Гордон и Ади Энгельман. Снимки для главы «Ночной дворец» сделал Томер Ганихар. Графика – “Студия Рони и Рони”.
Информация о покупке книги – на сайте www.reca-tlv.com/shop-1 – сайте центра архитектуры «Рехтер» – ReCA, амуты, некоммерческой организации, основанной архитектором Амноном Рехтером. Стоит напомнить, что семейная архитектурная компания «Рехтер» отмечает 100-летие своего существования в авангарде израильской архитектуры и что первое бюро «Рехтер» было основано Зеевом Рехтером после его репатриации из России в 1919 году. Зеев Рехтер – не только один из пионеров современной израильской архитектуры, но и один из величайших мастеров архитектуры. В 1960-м году, после его безвременной кончины, деятельность фирмы возглавил его сын Яков Рехтер, продолжая планировать крупные инновационные общественные проекты в Израиле 1960-70-х годов. Яков Рехтер руководил компанией до своей кончины в 2001-м году. Его сын Амнон присоединился к семейной фирме в 1989-м году и руководит ею после кончины отца по сей день. Последнюю страницу этой книги Амнон Рехтер посвятил своему отцу, написав о потерях, воспоминаниях и неизбежно, неумолимо уходящем времени. Архитектура – это способ время немного задержать.
ReCA пытается расширить современный дискурс об архитектуре в Израиле, привязав к нему социальные и экологические проблемы, инициируя дискуссии и мероприятия, уделяя особое внимание слаборазвитым городским районам и влиянию архитектуры на искусство.
ReCA намеревается приглашать ученых, архитекторов и художников для участия в активных междисциплинарных архитектурных исследованиях, связывая архитектуру с изобразительным искусством, балетом, кино, видео, театром с помощью государственных программ, выставок, публикаций, исследовательских грантов для студентов, молодых архитекторов и ученых, а также с помощью онлайн-ресурсов. Центр ReCA также поставил своей целью сделать весь архив архитектурной компании «Рехтер» охватывающий почти 100 лет, доступным в дигитальном виде и бесплатным для публики.
https://www.reca-tlv.com
https://www.facebook.com/recatlv
Маша Хинич. Иллюстрации предоставлены PR Hadas Shapira