fbpx
Книги. Тексты

«Бабель» рекомендует: абсурд в кубе

Сэмюэль Беккет, «Опустошитель»

Тексты Беккета в свое время сформировали какую-то важную часть меня. Помню, как когда-то упивался его «Трилогией» – книгами, которые в некоторые моменты и сейчас возвращаются ко мне на уровне ощущений, эмоций. Как пьеса «В ожидании Годо» открыла мне дивный мир театра абсурда – сначала была именно она, а потом уже появились нежно любимые до сих пор Пинтер, Ионеско, Мрожек. Как полюбил фильмы Балабанова – не после «Брата» (его я полюбил позже), а после его дебютных «Счастливых дней», которые сам Балабанов ругал – но по тому, как он их ругал, было понятно, как он их любит. Саму пьесу я прочитал позже и узнал, что от Беккета режиссер взял только название (и сюжеты нескольких рассказов), и все же. А теперь прочитал «Опустошителя» – совершенно поразительный текст, из позднего, и в очередной раз полюбил этого безумного ирландца.

Совершенно непонятно, как быть с этим текстом. Лишенное эмоций (и запятых) короткое описание жизни в кубе, из которого то ли есть выход, то ли его нет; жизни, которая подчинена нерушимым – и бессмысленным – правилам; жизни, похожей на жизнь в муравейнике – или на непонятный отлаженный механизм, не производящий никакой энергии, но работающий без перебоев. В какой-то рецензии я прочитал, что это похоже на описание работы идеальных пространств с картин Пиранези – ну, не знаю, мне приходят в голову, скорее, картины Эшера. И я не прав, когда говорю об отсутствии эмоций – вернее, в описании жизни куба эмоций нет, но в авторском взгляде есть своеобразный юмор – и он удивительным образом связан с Данте, одним из любимых авторов Беккета: «…они как правило сидят у стены в позе которая исторгла у Данте одну из его редких бледных улыбок…» А еще этот текст был поставлен на сцене под музыку Филипа Гласса. Беккету, вроде, понравилось.

«Постоянно проносится слух или вернее имеет хождение идея о том что существует выход. Те которые в это больше не верят не застрахованы от того чтобы верить новым подтверждениям понятия согласно которому пока оно у них сохраняется все здесь умирает но смертью настолько постепенной и в сущности говоря настолько мерцающей что она даже ускользает от взгляда посетителя. Относительно природы выхода и его местонахождения имеются два главных мнения разделяющие но не противопоставляющие всех тех кто остался верен этому древнему поверью. Для одних речь может идти только о тайном ходе берущем начало в одном из тоннелей и ведущем как сказал поэт в убежища нам данные природой. Другие грезят о замаскированном люке в центре потолка ведущем в трубу в конце которой могут блистать солнце и другие звезды. Курс часто меняется в ту или другую сторону и тот кто в какой-то момент только и твердит о люке запросто может сам себя опровергнуть минутой позже. Однако не менее очевидно и то что из этих двух партий первая убывает за счет второй. Но убывает так медленно непоследовательно и разумеется столь незначительно отражаясь на поведении тех и других что обнаружить это могут только посвященные. Такое перетекание в порядке вещей. Потому что те которые верят в доступность выхода берущего начало в каком-нибудь туннеле даже если при этом они и не мечтают им воспользоваться могут соблазниться поисками. Тогда как сторонникам люка этот демон-искуситель не страшен по той причине что центр потолка недосягаем. Таким образом выход которого сначала вообще не было неощутимо перемещается из туннеля на потолок. Вот краткое описание этого поверья такого странного и по существу и по причине той преданности которое оно внушает множеству одержимых сердец. Его бесполезный огонек последним покинет их если окажется что их ожидает тьма…»

Хотел написать, что это – очень странный текст, но это же Беккет, как иначе!

Книжный магазин «Бабель» (Yona HaNavi st., 46, Tel-Aviv)

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com