Жан-Поль Сартр, «Венецианский затворник»
Невообразимо прекрасный «Венецианский затворник», только что изданный «Носорогом» (пер. Алексея Шестакова) эскиз несостоявшегося романа Жан-Поля Сартра о Тинторетто, – это, безусловно, книга и о самом Тинторетто, и вообще о венецианском искусстве того времени, и даже немного о Венеции. Но главное здесь, мне кажется, попытка остановить мгновение слома самого понятия искусства – от того, что было привычным и обыденным, к тому, что вдруг получилось: «Потеряв карт-бланш на свои действия, искусство начинает стесняться, стыдиться себя. Как никогда почитаемый и как никогда скованный – контролируемый, ограничиваемый, –государством, церковью и вкусом, художник впервые в истории осознает свое одиночество. Кем он уполномочен? Откуда идет присвоенное им себе право? На дворе ночь, Бог погас. А как живописать ночью? Для кого? Что? Зачем? Предметом искусства остается мир, этот абсолют с маленькой буквы, а реальность уходит в тень: отношение между конечным и бесконечным переворачивается. Опорой хрупким, убогим телам служила безмерная пустота; теперь единственной полнотой, уникальной опорой человека стала сама его хрупкость; бесконечность – это пустота, ночь внутри твари и за ее пределами. Абсолют – это отсутствие, Бог, скрывшийся в душах, пустыня. Уже слишком поздно показывать, и рано творить; живописец – в аду. Рождается новое проклятие – гений, эта неуверенность, это безумное желание пересечь ночь мира, посмотреть на нее снаружи и затем выплеснуть ее на стены и полотна, озарив невероятным светом. Гений – новое для Европы слово – означает конфликт относительного и абсолютного, ограниченного присутствия и бесконечного отсутствия. Художник знает, что ему не выйти за пределы мира, а когда тем не менее выходит из них, всюду сеет пронизывающее этот мир небытие. Перспектива не будет преодолена, пока он не даст себе право творить иные пластические пространства…»
Книжный магазин «Бабель» (Yona HaNavi st., 46, Tel-Aviv)