Элиас Канетти, «Гитлер по Шпееру»
В рамках подготовки к выставке, которая открылась вчера в «Бабеле», прочитал маленькую книжку культуролога и нобелевского лауреата Элиаса Канетти «Гитлер по Шпееру» — в том смысле, что выставка у нас посвящена столетию Bauhaus, а в этой книге речь идет о том, что пришло ему на смену, в точности как сталинский ампир пришел на смену конструктивизму.
Дико интересно, как, основываясь на написанных в заключении «Воспоминаниях» главного гитлеровского архитектора Альберта Шпеера, Канетти пишет о позднем образе Гитлера через призму его архитектурных замыслов (которые, собственно, и пытался воплотить Шпеер). Одна из основных мыслей — сочетание созидания и разрушения (напрашивается параллель с «…мы разрушим до основания, а затем…»): интересно, что проект почти буквального сноса Берлина ради строительства чего-то, зараженного имперской гигантоманией, разрабатывался еще в мирное время. Еще одна мысль — обязательное мифотворчество: на новой Триумфальной арке должны были быть высечены имена немцев, погибших в Первую мировую войну, и это должно было превратить поражение в победу (Борис Гройс в тексте о художнике Дейнеке проводил интересные культурологические параллели между нацизмом и большевизмом, но отмечал и их кардинальные эстетические различия, в том числе и такое: большевизм был футуристичен, устремлен в будущее, в то время как немецкий нацизм опирался на «великое прошлое»). Ну, и еще много интересного.
«Ощущение массы мертвецов для Гитлера — решающее. Это и есть его истинная масса. Без этого ощущения его не понять вообще, не понять ни его начала, ни его власти, ни того, что он с этой властью предпринял, ни к чему его предприятия вели. Его одержимость, проявлявшая себя с жуткой активностью, и есть эти мертвецы…»
(Иллюстрация – проект Альберта Шпеера купольного зала для собраний, иллюстрация из книги)
Книжный магазин «Бабель» (Yona HaNavi st., 46, Tel-Aviv)