«Бал-маскарад» Верди в Израильской Опере. Дирижер – маэстро Даниэль Орен. Постановщик – Михал Знанецки.
Запрещенная любовь, дворцовые интриги, заговор, приведший к убийству, оперные страсти в мире большой политики и гениальная музыка Джузеппе Верди – с 7 по 22 февраля 2019 года в Оперном театре в Тель-Авиве.
«Бал-маскарад» – это политический триллер или опера о любви? В этой опере есть все, что может привлечь зрителей: захватывающий сюжет, богатство и выразительность вокальных мелодий, блеск оркестра, мастерство ансамблей… «Бал-маскарад», двадцать третья опера Джузеппе Верди, – «самая мелодраматическая из мелодрам» на фоне политического триллера. Король погибает, пав жертвой роковой ошибки, от руки друга, посчитавшего его сводником своей жены. К слову, ни одна из опер Верди не подвергалась такой цензуре, как «Бал-маскарад»! Авторам даже пришлось изменить сюжет, чтобы спасти оперу. В истории музыкального театра, пожалуй, не найдется другого шедевра, имеющего два комплекта главных героев, к тому же столь далеких друг от друга: шведских аристократов в одном случае и американских чиновников – в другом.
История написания оперы «Бал-маскарад» такова. В 1857 году в поисках либретто для новой оперы Верди обратился к пьесе французского драматурга Эжена Скриба (1791-1861) «Густав III Шведский», в основу которой был положен подлинный исторический факт. Убийство в 1772 году на бале-маскараде шведского короля Густава III начальником гвардии графом Анкарстремом трактовалось в романтическом духе. Пьеса в то время шла в Риме на театральной сцене. В 1832 году в Париже была поставлена пятиактная опера Даниэля Обера «Густав III, или Бал-маскарад», либретто для которой написал сам драматург. Однако оно не отвечало замыслам Верди, который хотел создать актуальный спектакль. Верди предложил Антонио Сомма (1810-1863), венецианскому адвокату и литератору, автору ряда драматических произведений, написать новое либретто по драме Скриба. 14 января 1858 года, когда Верди приехал в Неаполь с готовой оперой, названной им «Месть в домино», чтобы передать ее для постановки в неаполитанский театр Сан-Карло, в Париже политический эмигрант итальянец Феличе Орсини совершил покушение на Наполеона III. Это вызвало новый взрыв реакции в Италии. Либреттисту и композитору и раньше приходилось обходить многочисленные рогатки цензуры, теперь же опера была категорически запрещена. Новый вариант либретто написал заново один из служащих полицейского цензурного управления!
Дирекция театра, желая заставить композитора примириться с навязанным ему либретто, попыталась подвергнуть его аресту, пока он не переделает оперу или не уплатит неустойку. В ответ Верди подал в суд. Когда об этом узнали неаполитанцы, в городе вспыхнуло такое возмущение, что король Фердинанд II повелел прекратить дело и разрешить композитору выезд из Неаполя. Однако оперу все же пришлось переделывать.
Итак, действие было перенесено из Швеции в Северную Америку, король Густав стал английским губернатором Бостона графом Ричардом Варвиком, его убийца граф Анкарстрем превратился в секретаря Ренато. На первый план выступила личная драма героев. Сомма не счел возможным подписаться под либретто, искаженным подобным образом. Вместо фамилии либреттиста оперы «Бал-маскарад» (так она стала теперь называться), ставились буквы NN. Позднее окончательную доработку либретто под руководством композитора осуществил Франческо Пиаве (1810-1876).
Премьера «Бала-маскарада» состоялась 17 февраля 1859 года в римском театре «Аполло». Успех благодаря замечательным достоинствам музыки Верди был огромный.
Ныне при постановках действие оперы часто переносится в Италию начала XVII века, либо в Швецию XVIII века, либо в наше время, в некую усредненную страну – интриги есть везде и всегда. Всегда и везде действие построено на контрастах – мрачные сцены сменяются радостными, драматическая развязка происходит на фоне бала. А уж по яркости, мелодическому богатству, выразительности оркестровых красок, драматизму, психологической правде эта опера принадлежит к вершинам творчества Верди.
Израильская опера вновь пригласила для этой постановки одного из ведущих современных оперных режиссеров Михала Знанецки, ставившего «Бал-маскарад» в Тель-Авиве в 2014 году, а еще раньше – «Эрнани» Верди. Меломаны помнят его и по постановкам на Массаде – «Травиаты» Верди и сценической кантаты «Кармина Бурана» Карла Орфа. А если учесть, что дирижирует этой постановкой сам маэстро Даниэль Орен – один из главных знатоков творчества Верди, то стоит ожидать еще одного оперного чуда нынешнего сезона. Напомним также, что в 2015 году Орен и Знанецки вместе ставили в Израильской опере «Трубадур».
Михал Знанецки в своей новой постановке акцентирует внимание на политических аспектах отношений между правителем и его окружением, основываясь на критических взглядах Верди на общество, отразившихся во многих его операх.
Рикардо в этом спектакле – не романтический влюбленный, а тиран, жестокий правитель, занятый прославлением своего имени и укреплением власти. Его жестокость и приводит в результате к заговору против него. Ренато, который в начале оперы предстает верным его помощником, претерпевает метаморфозу в течение действия, когда правда постепенно раскрывается перед ним и приходит понимание того, что он подчиняется злу. Ренато решает служить своему народу, и это приводит к убийству Рикардо. Таков замкнутый круг неизбывного зла власти. Сценография этой постановки основана на мрачной эстетике тоталитаризма – главенство красного цвета напоминает о коммунистических режимах ХХ века.
«Главный вопрос в этой опере, – говорит Знанецки, – почему все хотят убить Рикардо, этого любвеобильного властителя? Я думаю, причина в том, что Рикардо – тиран, окруживший себя шпионами и соглядатаями, чтобы упрочить свою власть. Я не верю, что Рикардо действительно способен любить, он пытается дистанцироваться от своей любви к Амелии не потому, что знает, что эта любовь запретная, а потому что влюблен в самого себя, в свою силу, в свою тиранию. Поэтому финал оперы символизирует народную революцию и падение тирании».
****
Знаменитый маэстро Даниэль Орен, дирижер-лауреат Израильской оперы, – всемирно известный специалист по итальянской музыке. Он является также художественным руководителем оперы в Салерно (Италия).
Орен родился в Израиле. Его международная дирижерская карьера началась в 1975 году, когда он завоевал первую премию на конкурсе Герберта фон Караяна.
Сегодня он дирижирует в ведущих оперных театрах мира, среди которых лондонский «Ковент-Гарден», «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке, «Арена ди Верона» в Италии, Венская опера, а также в оперных театрах Парижа, Рима, Триеста, Неаполя, Генуи, Флоренции, Пармы, Турина, Венеции, Буэнос-Айреса, Сан-Франциско, Вашингтона…
Любовь к опере привил Даниэлю Орену великий американский дирижер и композитор Леонард Бернстайн, который в 1968 году выбрал его, тогда тринадцатилетнего мальчика, для сольной партии в своих «Чичестерских псалмах», исполнявшихся впервые в нашей стране в честь открытия Израильского телевидения.
Хотя Даниэль Орен прославился, в первую очередь как оперный дирижер, его музыкальная деятельность не ограничивается лишь этим музыкальным жанром. Он часто исполняет и симфоническую музыку, выступая с такими оркестрами, как «Академия Санта-Чечилия» в Риме, Израильский филармонический, Берлинский филармонический, оркестры Мюнхенского радио, фестиваля «Маджио музикале» («Музыкальный май») во Флоренции, симфонические коллективы Кельна, Штутгарта, Франкфурта, Берлина, а также многие другие.
Постановщик Михал Знанецки – один из ведущих современных оперных режиссеров, специализируется на оперных постановках под открытым небом. Этот режиссер, драматург и сценограф, основатель «Festival Opera Tigre» в Аргентине, родился в Варшаве. Сразу после школы поступил на факультет театроведения в варшавской Высшей театральной школе, однако его мечтой была режиссура, поэтому в 1989 году он решил уехать в Италию, где творил его артистический кумир Джорджо Стрелер. Вначале Знанецкий стал слушателем на курсах культуроведения в Болонском университете у Умберто Эко и лишь затем приступил к изучению режиссуры в «Piccolo Teatro di Milano» под управлением Джорджо Стрелера. Дебютировал спектаклем на музыку Монтеверди, поставленным в 1993 году для миланского театра «Ла Скала», став самым молодым режиссером из когда-либо работавших в этой знаменитой опере. Благодаря своему удачному дебюту Михал Знанецки получил предложения от многих итальянских драматических и оперных театров. В 1995 году он создал в Милане собственную театральную труппу «Ape». Она сотрудничает с Болонской оперой и многочисленными фестивалями. Эта труппа работает с Михалом Знанецки в масштабных постановках под открытым небом. Знанецки также является арт-директором общества «CON-Teatro» в Турине, которое сотрудничает с итальянскими театрами и фестивалями, занимается организацией мастер-классов и театральных лабораторий, а также творческими и образовательными проектами.
«Задача режиссера – передать замысел автора оперного произведения, – говорит Михал Знанецки. – Я стараюсь сохранять верность композитору, а не традиции. Публика привыкает к многолетней и даже многовековой традициям и редко заглядывает в оригинальную партитуру или воспоминания автора, в которых тот указывает, зачем создал данный шедевр. Традиция оглушает и ослепляет. Мы уже не способны вслушаться в слова либретто, не можем принять другую музыкальную динамику. Даже иному режиссеру сложно прочитать либретто, ему легче и удобнее знать «больше и лучше», чем сам композитор».
*****
В постановке принимают участие:
Хор Израильской оперы под управлением Эйтана Шмайсера
Оркестр Израильской оперы – Израильский симфонический оркестр Ришон ле-Циона
Танцоры, приглашенные солисты и солисты Израильской оперы
В ролях: Густаво Порта и Валентин Дитюк (Рикардо), Ира Бертман и Ирина Морева (Амелия), Йонут Паску и Александр Алиев (Ренато), Агунда Кулаева и Юлия Меннибаева (Ульрика), Хила Баджо и Данае Контора (Оскар), Иво Станчев и Ноах Бригер (Том), Карло Стриули и Владимир Браун (Сэм), Одед Рейх и Яир Полищук (Сильвано), Эйтан Дрори (судья), Ошри Сегев (слуга).
Опера будет представлена с 7 по 22 февраля 2019 года в Оперном театре им. Шломо Лахата (Чича)
Даты представлений:
7.02 – четверг, 20:00
8.02 – пятница, 13:00
9.02 – суббота, 20:00
11.02 – понедельник, 20:00
12.02 – вторник, 20:00
14.02 – четверг, 20:00
15.02 – пятница, 13:00
16.02 – суббота, 20:00
17.02 – воскресенье, 18:00
20.02 – среда, 20:00
22.02 – пятница, 13:00
В дни представлений за час до начала спектаклей пройдут 30-минутные вступительные лекции, посвященные опере «Бал-маскарад», без дополнительной оплаты для тех, кто приобрел билеты на спектакль в тот же вечер.
Экскурсии за кулисы состоятся 11, 12, 14 и 20 февраля. Начало в 18:30. Цена экскурсии – 25 шек. Продолжительность – 1 час 30 мин.
Встречи-обсуждения (talk back) – 11, 12, 14, 17 и 20 февраля, после окончания спектаклей.
Заказ билетов в кассе Израильской оперы по телефону 03-6927777 или в кассе «Браво»: https://bit.ly/2QHFEdm
Страница мероприятия в фейсбуке – https://www.facebook.com/events/315969115691326/
Текст подготовила Маша Хинич. Фотографии: © Йоси Цвекер – представлены пресс-службой Израильской оперы. Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting