Верхнее фото – сцена из балета «Línea Recta». © Paula Lobo
Знаменитый нью-йоркский Театр танца «Испанико» представит этим летом Израиле два шедевра: новое прочтение «Кармен» – «CARMEN.maquia» на музыку «Кармен» Бизе в хореографии Густаво Рамиреса Сансано и «Línea Recta» в хореографии Аннабель Лопес Очоа. С 20 по 24 июля в Тель-Авиве, Иерусалиме и в Хайфе.
Прекрасная нью-йоркская группа – символ не только латино-американской культуры в Нью-Йорке, но и символ самого танца, вновь возвращается в Израиль через два с половиной года после первых гастролей у нас в стране. Помимо «CARMEN.maquia» на музыку «Кармен» Бизе в хореографии Густаво Рамиреса Сансано «Испанико» покажет в июле также одноактный балет «Línea Recta» в хореографии Аннабель Лопес Очоа, взявшей за основу для этой постановки серию фотографий колумбийского фотографа Рувена Афанадора, превратившего красное платье с шлейфом для фламенко в символ танца. Хореограф Аннабель Лопес Очоа знакома израильской публике по ее постановке «Вендетта» в исполнении Les Grands Ballets Canadiens de Montréal.
Нью-йоркский «Балет Испанико» существует с 1970-го года – и с самого момента своего основания Тиной Рамирес, каждый постановщик и каждый танец несут часть культуры латино и выражают ее в балете. Но главное, что эта труппа разбивает «латиноамериканский» стереотип, как разбивает его один из известнейших мастеров мирового современного балета, хореограф родом из Валенсии Густаво Рамирес Сансано, создавший в 2012 году современную «Кармен» – «CARMEN.maquia» – новую версия истории о роковой женщине, вдохновленную черно-белыми графическими иллюстрациями Пикассо к новелле Мериме из его серии «La Tauromaquia» – серии гравюр о бое человека с быком, о мире традиций, эстетики, кодексов поведения в условиях жестокости и драмы, мире искаженных, распадающихся и вновь восстающих, реконструированных фигур. «CARMEN.maquia» – это игра слов, отсылающая к тавромахии (La Tauromaquia – борьба с быками), а также к миру фламенко, пасодобля, Андалузии и нью-йоркской моды. Кстати, сам Пикассо сравнивал поведение Кармен с поведением несносного быка, а вовсе не с цыганским ангелом. И такой непокорной, провокационной эксцентричной Кармен и предстает в балете Сансано, а минимализм графики Пикассо отражен и в декорациях Луиса Креспо, и в костюмах известного дизайнера Давида Дельфина.
«Línea Recta» («Прямая линия»), созданная в 2016 году – работа бельгийско-колумбийского хореографа Аннабель Лопес Очоа, которую недавно назвали «самым занятым хореографом в мире». Это – необычайное представление, в котором Аннабель Лопес Очоа возвращается к корням фламенко, но возвращается собственным путем, сохраняя дух и подлинность фламенко. И если Сансано вдохновлялся иллюстрациями Пикассо, то Аннабель Лопес Очоа нашла «своего» художника – колумбийского фотографа Рувена Афанадора, на снимках которого красная до полу каскадная юбка с длинным шлейфом исполнительницы фламенко становится частью движения, частью танца, гармонии и партнерства. Аннабель Лопес Очоа нашла также и своего композитора, создавшего для этого балета гитарную музыку – Эрика Ваарзона Мореля. Обратите внимание – этот фламенко-бурлеск танцуют босиком, и это очень и очень красиво, как и экспрессивные лица, и странные силуэты танцоров. И еще, этот сюрреалистический, с долей эротики, балет меняет представления о фольклорной традиции фламенко.
Об истории труппы «Балет Испанико»
Латино-американский танец в Нью-Йорке неразрывно связан с культурой клубов в «испанском Гарлеме» (Эль-Баррио) этого города. В 1940-50-х годах центром латино-американской танцевальной культуры был бальный зал «Палладио» на Манхэттене и несколько клубов в Майами. Латиноамериканские фольклорные танцевальные коллективы были и остались распространены повсеместно. А проникновение мексиканских театральных трупп в США началось веком раньше – в 1860-х годах. В их репертуар входили испанские мелодрамы и оперетты (сарсуэла), кубинские и мексиканские пьесы. Театральные и танцевальные постановки были неотъемлемой частью жизни испано-американских районов во всех крупных городах. К 1920-м годам испано-американские труппы давали представления в Нью-Йорке, Чикаго, Кливленде и Лос-Анджелесе. Так что, предыстория «Балета Испанико», основанного в Нью-Йорке 49 лет назад, богатая и постановок за эти годы было создано множество.
«Испанико» был основан в Нью-Йорке в 1970 году Тиной Рамирес. Постоянно обновляющийся репертуар этой компании состоит из танцевальных и музыкальных постановок в латиноамериканском стиле, то есть невероятно разнообразен. И не только благодаря искусству хореографов, но и благодаря постоянному обоюдному влиянию латиноамериканской и испанской культуры эмигрантов, говорящих на испанском, итальянском и португальском языках и американской культуры, в условиях которой рождается новый балет.
В 2009 году ансамбль возглавил Эдуардо Виларо, до этого 16 лет танцевавший в этой труппе – с 1985 по 2000 год. Под его руководством «Балет Испанико» создает не просто новые балеты, а многожанровые шоу. В репертуаре ансамбля работы знаменитых хореографов Начо Дуато и Тэлли Битти и ведущих молодых мастеров – Каэтано Сото, Густаво Рамиреса Сансано, Аннабель Лопес Очоа, Рамона Оллера и Педро Руиса.
«Балет Испанико» разбивает стереотипы, сложившиеся в отношении латиноамериканского искусства, создавая динамичные, в духе времени музыкально-танцевальные шоу, отражающие постоянно трансформирующуюся культуру латиноамериканской общины США. Стремясь заинтересовать публику всех возрастов, ансамбль проводит мастер-классы в балетных школах, предлагает курсы молодым танцорам в США и в странах Латинской Америки, выдает стипендии способным молодым танцорам из пригородов Нью-Йорка.
На сегодняшний день в репертуаре ансамбля – более 100 произведений, в которых используются как техника классического балета, так и джаза и современного латиноамериканского танца. Такая смесь и такой мультикультурный подход и позволяют создавать яркие зажигательные театральные шоу в темпе фламенко, мамбо, ча-ча-ча, болеро, танго, румбы, конга и кубинского танца son.
Ансамбль завоевал огромную популярность в США, равную популярности Театра танца Элвина Эйли. «Балет Испанико» выступает на манхэттенских сценах, постоянно ездит с гастролями по США и всему миру и за 49 лет своего существования выступил перед тремя миллионами зрителей. Одно из последних шоу ансамбля транслировалось на огромном экране в крупнейшем культурном центре Нью-Йорка Линкольн-центре. Затем были организованы сеансы в 500 кинозалах США в рамках проекта America Dance Festival, в котором также принимали участие Нью-Йорк Сити балет, Балет Сан-Франциско и Театр танца Элвина Эйли.
В рамках своей деятельности в общине для юношества и молодежи, в дополнение к выступлениям в Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе, танцоры «Балета Испанико» проведут серию семинаров для группы танцоров с ограниченными возможностями, а также со смешанными группами танцоров из еврейского и бедуинского сектора вместе с молодежью Беэр-Шевы и Димоны; и для группы религиозных танцовщиц из Бней-Брака. Особо отметим, что после своего визита в Израиль в 2016 году, группа пригласила двух танцоров из Димоны принять участие в летних курсах в Нью-Йорке.
Линки на видео:
«CARMEN.maquia»
https://www.youtube.com/watch?v=DowFy5uoNOQ
«Línea Recta»
https://www.youtube.com/watch?v=hk2_jHdMB2
«Балет Испанико» (Ballet Hispanico). «CARMEN.maquia». «Línea Recta»
20 июля, суббота – Тель-Авив, Оперный театр, 21:00
21 июля, воскресенье – Тель-Авив, Оперный театр, 20:00
22 июля, понедельник – Тель-Авив, Оперный театр, 20:00
23 июля, вторник – Иерусалим, «Театрон Иерушалаим», 20:30
24 июля, среда – Хайфа, «Аудиториум», 20:30
Билеты в кассе Израильской оперы: 03-6927777 или в кассе Браво: https://bestbravo.co.il/announce/60287
Сайт «Балета Испанико» – https://www.ballethispanico.org/
Материал подготовила Маша Хинич. Фотографии © Marius Fiskum, Paula Lobo. Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting