Вадим Малев. Верхнее фото – Ави Луски.
Борис Эйфман создал очередной шедевр, уж я сбился какой по счету. Создал и привез его в Израиль, да продлятся годы жизни этого гениального человека. В принципе я не слишком люблю балеты, и не очень-то них разбираюсь. Ну не опера балет, не опера. Но теперь я ясно осознал, какие мне балеты нравятся. Вот такие, как ставит Мастер Борис Эйфман.
Начнем с витрины. Ну тут, как в старом еврейском анекдоте: во-первых, это просто красиво. Честно скажу, я немало перевидал балетов за последние годы. Увы, современный либерализм и толерантность, будь они неладны, добрались и до этого чистого искусства. Постоянно приезжают какие-то труппы с низенькими, даже толстенькими танцорами, и нам объясняют, что так и надо. Нет, друзья, так не надо. Вот у Эйфмана, все, как на подбор, красавцы и красотки. Девочки высокие, как баскетболистки, и парни им под стать. На это же просто посмотреть любо-дорого.
Во-вторых, синхронность. Этого уже нет даже в американских балетах. Ну в тех, которые я видел. Типа в 80-е это было важно. Даже единственно возможно, а теперь, мол, не важно. А вот у Эйфмана все делают па вместе, ноги поднимают тоже вместе. И вот опять же: можно только так. А иначе – это уже не балет. Ну я так понимаю.
Эйфман привез «Пигмалиона» – знакомый до боли сюжет, когда один мастер из эээ… подручного материала вылепил пулю. Ну вы знаете содержание – не буду его пересказывать.
Зато скажу, что спектакль просто фонтанирует юмором. Признайтесь, вы когда-нибудь смеялись на балете? Не можете вспомнить? Говорите, что балеты создают не для этого? А вот я давеча смеялся, просто ржал, как конь, и никак не мог остановиться. Потому это было дико смешно. Я хохотал в полный голос под подозрительные взгляды зрителей, которые сидели рядом. Ну в Тель-Авиве вообще своеобразное чувство юмора.
А движения? А находки Эйфмана, которые он обрушивает на тебя каждую секунду? В принципе, балет – это набор знакомых и понятных движений. Но не у Эйфмана. Вроде уже все было, откуда берется что-то новое? Но у Эйфмана берется! Каждую секунду, каждое движение, каждое па непредсказуемо, неожиданно, оригинально. Ну и классическая школа в полной мере налицо – если это шпагат, так куда-то далеко за ухо, а не на 75 градусов, как уже стало повсеместно.
Надо ли говорить, что труппа великолепна? А главная героиня в исполнении Любови Андреевой просто блистательна. Тут не просто первоклассный танец, но и не менее впечатляющая работа драматической актрисы (что я в балетах опять же не припомню). Ее мимика, ее гримаски, ее постоянно меняющееся настроение – все удалось актрисе.
Под стать ей и Олег Габышев в роли (Пигма) Лиона – капризной звезды . И его служанки – все тайно влюбленные в хозяина, подлядывающие за ним в душе, а после проветривающие свои возбужденные чресла – это дико смешно. Великолепны Гуру танцев (Игорь Субботин) и Тея, первая партнерша героя (Мария Абашова). И, конечно, уморителен папаша главной героини (Дмитрий Фишер).
Словом, Эйфман порвал меня на клочки , а южный ветер все это разметал по Тель-Авиву. Я летел по городу, как на крыльях, а потом еще мчался под 160 км по Аялону. Правда, я не виноват – машина сама так ехала.
Говорят, что на гастролях спектакля в Нью-Йорке публика аплодировала долго и стоя. То же было и в Тель-Авиве – зрители везде похожи. Тем более, что поклоны труппы от Эйфмана – это отдельный и шикарный спектакль. На спектакле в Нью-Йорке присутствовал актер, танцовщик и певец Бен Верин — суперзвезда Бродвея. Он был потрясен «Эффектом Пигмалиона» и признался Эйфману, что, если бы балет увидел легендарный хореограф и режиссер Боб Фосс (создатель мюзикла «Чикаго», а также культовых фильмов «Кабаре» и «Весь этот джаз»), он пришел бы в полнейший восторг. Вот и мне показалось, что «Пигмалион» – это спектакль Лиги Боба Фосса.
Спасибо, Борис Яковлевич, вы опять сотворили чудо. Как вы здорово сказали однажды: «Талантливо рассмешить зрителя намного сложнее, чем заставить рыдать». А еще сложнее сделать его счастливым! Например, меня вы сделали абсолютно счастливым. Совсем не часто так бывает, и дорого стоит!