Верхняя иллюстрация: Piero di Cosimo. The Building of a Palace, c.1515-1520
«Бат-Шева» – израильский ансамбль modern dance, известный и любимый во всем мире, уже несколько раз в предыдущие годы открывал Фестиваль Израиля своими премьерными спектаклями. Все они были поставлены художественным руководителем ансамбля Охадом Нагариным, который на сей раз пошел на эксперимент (впрочем, как всегда) и пригласил для постановки очередной премьерной работы хореографа из Португалии Марлен Монтейро Фрейтас, которая, в свою очередь, уже показывала свой балет на Фестиваля Израиля два года назад – в 2016-м – вместе со свой группой. На сей раз она покажет свою новую работу, которую репетирует в эти дни с ансамблем «Бат-Шева». Ее работа на Фестивале Израиля в 2016-м году называлась «О плоти и слоновой кости – и статуи страдают». На сей раз название короче «Canine Jaunâtre 3» («Желтый клык 3»).
О хореографе Марлен Монтейро Фрейтас, Нагарин отзывается так: «Марлен – одна из самых впечатляющих творческих личностей, с которыми мне приходилось встречаться. Ее удивительные работы волнуют и поражают, и я очень рад, что она согласилась работать с нами». Марлен Монтейро Фрейтас, родившаяся в Кабо-Верде, живущая в Португалии, работающая по всей Европе – лауреат престижной международной балетной премии «Серебряный лев» 2018 года на Венецианском хореографическом биеннале. Свою новую работу для «Бат-Шевы» она описывает как «строительную площадку для игры в лего, которым играют ожившие статуи, решившие поставить дикое цирковое представление». По всей видимости, ожившие статуи пришли из ее предыдущего балета, столь же фантастического, как и «Желтый клык 3». В создаваемом ею фантастическом мире сочетаются такие необычные для балета элементы, как строительные леса и пыль, таинственные декорации и нелегкие ситуации для 17 танцоров ансамбля «Бат-Шева», которые погружены в транс противоречий бытия: созидание и разрушение, активность и нега, динамика и заторможенность.
«Сердце не обязательно бьется там, где оно находится. «Быть» вместо «рассказывать», искажать действительность самым естественным образом, концентрироваться на ситуациях, образах, вымыслах…» – так Марлен Монтейро Фрейтас описывает отправную точку концепции своей новой работы для Фестиваля Израиля. Она настаивает на том, чтобы танцовщики «Бат-Шевы» были сосредоточены не только на виртуозности движения как такового, а создавали бы посредством танца метаморфозы тел, которыми управляет не разум а эмоции, ритм, биения сердца. Она создает на сцене сон – сон, в котором реальность преобразуется в фантазию, где происходит подмена понятий, сил, ценностей и образов, где властвуют танцы механический и живой. Фрейтас устраивает бал живых скульптур, на котором стирается различие между оригиналом и копией, живым и мертвым. И в этом трансе рождается новая природа.
Кабо-Верде – звучит романтически. Именно там, в тропиках, в этой островной республике, уроженкой которой она является, Фрейтас основала свою первую балетную группу, назвав ее «Compass». Затем компас указал на Европу, и она уехала учиться в Брюссель, в студию сценического искусства, а позже перебралась в Португалию, где поступила в E.S.D. – высшую школу танца и в школу танца Fundação Calouste Gulbenkian в Лиссабоне (Фонд Галуста Гюльбенкяна). Как танцовщица работала с рядом компанией, в том числе и с компанией Бориса Шармаца, также приезжающего на нынешний Фестиваль Израиля с работой «10.000 жестов». Свои же собственные постановки Марлен Монтейро Фрейтас начала ставить в 2005 году – часть самостоятельно с собственной компанией, часть – в сотрудничестве с другими ансамблями и фестивалями. Общим для всех ее работ является открытость, синтез многих жанров и их чрезвычайная интенсивность, энергия танца, авангард и постмодернизм. Марлен Монтейро Фрейтас – также один из соучредителей исполнительской группы P.OR.K, базирующейся в Лиссабоне.
Балет «Canine Jaunâtre 3» – ко-продукция «Canine Jaunâtre 3», ансамбля «Бат-Шева», Фестиваля танца в Монпелье и амстердамского Julidans Festival Amsterdam.
Хореография: Марлен Монтейро Фрейтас
Ассистент: Андреас Марк
Дизайн освещения и пространства: Янник Фосиир
Исследовательская работа: Марлен Монтейро Фрейтас, Жоа Франциско Фигейра
Постановка: ансамбль «Бат-Шева»
Художественное руководство: Янив Нагар
Репетиции: Люк Джейкобс
Ко-продукция: фестиваль в Монпелье и фестиваль Julidans
Исполнители: Итай Аксельрод, Билли Барри, Яэль Бен-Эзер, Бен Грин, Имре Ван Опсталь, Эрез Зоар, Матан Коэн, Рани Лебзелтер, Хуго Мармелада, Эри Накамура, Ницан Ресслер, Йони Саймон, Кайл Шеурих, Мааян Шейнфельд, Амалия Смит, Чуньвунг Ким, Ницан Ресслер, Кайл Шеурих, Чинь-И Чианг, Мааян Шейнфельд.
Балет «Canine Jaunâtre 3» будет показан на Фестивале Израиля дважды – в четверг 31 мая (начало в 20:30) и в пятницу, 1 июня (начало в 13:30) в зале «Шеровер» в «Театрон Иерушалаим».
Заказ билетов на балет «Canine Jaunâtre 3» – здесь
Сайт Фестиваля Израиля https://www.israel-festival.org
Общий заказ билетов: https://www.israel-festival.org/tickets/
Текст подготовила Маша Хинич. Все фотографии предоставлены пресс-службой Фестиваля Израиля