fbpx
Встречи и лекции

 «Ремесло Экстаза». Михаил Аркадьев – “баховед номер один” – в Иерусалиме

9 августа в Иерусалиме в муниципальном концертном зале «Гармония»  состоится единственный творческий вечер уникального пианиста, композитора, дирижёра, философа Михаила Аркадьева. В программе произведения Баха, Моцарта, Шопена, Рахманинова, Свиридова, Аркадьева.

Анна Грандель

У творческой личности не бывает времени в бездействии.

М. Аркадьев поделился: «Главное событие года – апрельская мировая премьера моего сочинения в Гамбурге… важная деталь: сочинение называется “Пассакалии”, во множественном числе, там соединены четыре пассакалии: две мои, Веберна, и Баха. Антона Веберна – ученика Шенберга.  Начало истории “Пассакалий” – тему скрипичной Пассакалии я показывал Альфреду Шнитке в 1970-х, и сейчас  ее использовал в новом сочинении, посвящённом ему» В этом уникальность сочинения. Такого ещё не было в истории жанра пассакалия».

Австрия-Германия-Италия- Израиль.

Вот короткий список летних месяцев 2017 года.

После рабочих репетиций к будущим проектам в Венской опере, маэстро выступил с блестящим концертом при полном аншлаге в Мюнхене совместно с всемирно известной оперной дивой Зоряной  Кушплер (Zoryana Kushpler)

После Германии – в Италию:

«…в Тоскане буду три недели перед Израилем писать фортепианное трио для Лубоцкий – трио и заниматься новой программой Баха. Это частная Villa Paradiso в Монтепульчано, там новый Steinway, купленный хозяином для концертов и занятий».

Михаил Аркадьев абсолютно лишен собственного ощущения «звёздности», снобизма и высокомерия. Он открыт к людям, завораживает  своими энциклопедическими знаниями, обаятелен и необычайно внимателен в общении.

Профессор, педагог, теоретик музыки, щедро делится своими знаниями, лекциями о музыке, научными открытиями и педагогическими достижениями с преподавателями фортепиано, и исполнителями не только в России, но и в мире.

https://youtu.be/mlI9ep8xlVA

Пианист, автор многочисленных научных трудов о музыке:
« Хроноартикуляционные структуры в клавирном творчестве И.С. Баха»,
«Фундаментальные проблемы теории ритма и динамика «незвучащих» структур в музыке Веберна»
«К музыке Георгия Свиридова. Композитор и трансценденция»
«Диалог о тайнах фортепианного мастерства»

https://youtu.be/po8zmGzjl88

Количество благодарных слушателей, зрителей,  музыкантов  невозможно пересчитать:

«Мне уже о Мише Аркадьеве приходилось тут говорить, так что повторю: знаю его с самого начала 1970-х годов, причем как композитора, хотя он разностороннейший музыкант, и не только музыкант, притом, я бы сказал, любая музыкальная область не покрывает его потенциала, хотя в каждом деле он совершенно убедителен. Скорее всего, и в популярно-просветительской лекционной работе Миша был бы очень хорош и свеж, но и это никак не главное. И мне не кажется, что его вообще интересует момент самоутверждения, а интересует высказать нечто важное своё, вот это скорее. Хотя я некомпетентен характеризовать философские работы, хотя я их и смотрел, однако осторожно предполагаю, что скорее примерно в этой сфере располагается сердцевина интересов этоговыдающегося человека. Не в популяристике. … » –  пишет в  блоге М. Коллонтай.

«С огромным интересом слушал лекцию! Спасибо! Появился порядок в мозгах». (с)

Маэстро взыскателен прежде всего к себе, но и с друзьями, знакомыми, вступая в дискуссии на разные темы требует доказательной аргументации.

Являясь авторитетом для многотысячной аудитории, он сам уважает глубокие знания профессионалов, среди которых достойное место принадлежит Наталье Эскиной – музыковеду, кандидату искусствоведения, члену Союза композиторов России, считающей Михаила Аркадьева – «баховедом номер один»  современности.  И это авторитетное мнение Натальи Эскиной не подлежит сомнению.

  1. Корни.

АРКАДЬЕВ Михаил Александрович (15 марта 1958 г., С.-Петербург (Ленинград), дирижер, пианист, композитор, теоретик музыки, философ.

Со стороны отца, потомственного петербуржца А. Г. Аркадьева (инженер, системный программист) принадлежит к линии русского и итальянского дворянства. Прадед со стороны отца, Владимир Аркадьев – офицер Императорской армии (Варшавский корпус), прабабка – итальянская дворянка. Их сын, Г.В.Аркадьев, дед М.А. со стороны отца – главный художник С.-Петербургского (Ленинградского) Ботанического музея с 1933 по 1993 гг. Со стороны матери М.М. Левиной (театральный режиссер, закончила ГИТИС, репрессирована по 58 ст. в 1949 г., в 1953 амнистирована и затем реабилитирована) москвич, вырос и живет в Москве, принадлежит к левитам, потомственным еврейским священникам, прадед И. Левин был кантором Московской синагоги, дед М. Левин – скрипачом в оркестре Большого театра. Родители знали и любили музыку.

Воспоминания маэстро о детстве:

«Жизнь на Кубе меня сделала внутренне свободным, по-латински романтичным, свободным в том числе от атмосферы советской школы, от советского  ощущения цвета времени и пространства,  но в то же время навсегда лишила меня способности к стандартной социализации, и это повлияло на всю мою жизнь.»
https://snob.ru/profile/23839/blog/104853

«С 12 лет, когда мама вопреки ироническим замечаниям отца купила мне инструмент, пианино «Музтрест» за 150 рублей (а «Музтрест» был советским правопреемником, вернее экспроприатором знаменитой фортепианной фирмы «Becker») волна сначала вполне наивных импровизаций на черных клавишах, потом импровизаций все более бесстрашных, с постепенным захватом всей клавиатуры, спонтанного извлечения, вернее исторжения, без всяких педагогов и цензоров,  основных элементов большой романтической фактуры, меня захватила всего. Я сидел за игрой нескончаемыми часами, с ощущением, что, наконец, родился»

….музыкальный путь Аркадьева с самого начала не был стандартным. В музыкальную школу он не ходил, а играть на рояле начал сам, и довольно поздно – в тринадцать лет. Начинал с импровизаций.  Затем брал уроки у известного педагога А.Д. Артоболевской, в шестнадцать поступил в Академическое музыкальное училище при Московской консерватории, где учился в классе фортепиано у Я.И. Мильштейна. В списке сочинений Аркадьева немалое место занимают именно произведения, которые он написал еще в училище. И это не обычное авторское самолюбование! Он до сих пор исполняет их в концертах, и они звучат свежо, точно написаны недавно, зрелым мастером. Позднее он занимался композицией с Альфредом Шнитке.

https://snob.ru/profile/23839/blog/109993

 

2.Творческая деятельность

С 1988-98 Аркадьев работал в тесном сотрудничестве с Г.В. Свиридовым, принимал непосредственное участие в замысле, создании, комментировании и исполнении (совместно с Дм. Хворостовским) его последнего крупного вокального сочинения — поэмы «Петербург» для голоса и фортепиано на сл. А. Блока.

 

В 1989 состоялись первые сольные концерты А. за рубежом, он стал постоянным участником и муз. директором фестиваля фортепианной и камерной музыки «Русские вечера» в г. Морзум (Германия).

Как пианист А. выступал со многими российскими дирижерами: Вл. Федосеевым, Ю. Симоновым, Р.Кофманом, Вл. Понькиным, С.Скрипкой и др.

В 1990-2003 гг. работал как пианист с Нар. арт. России Дм. Хворостовским на всех основных сценах мира (с ним записаны 2 компакт-диска на фирме «Филипс», 1994, 1997, на фирме «Делос», 2003 ). Совместно с Хворостовским, является автором новой исполнительской редакции поэмы Свиридова «Отчалившая Русь» (на сл. С. Есенина) (изд. «Музыка», 1996).

Его сочинения исполняются на многих российских и зарубежных сценах

Как музыкальный теоретик разработал концепцию «незвучащей» «неакустической» основы, как базового элемента ритмической системы новоевропейской музыки.

Кандидат искусствоведения (1993). Доктор искусствоведения (2003) Заслуженный артист РФ(1995)

Известен, не только как музыкант, но и как философ, автор оригинальной философско-антропологической концепции «Лингвистической катастрофы».

Книга М. Аркадьева «Лингвистическая катастрофа» была распродана в короткий срок.

 

  1. Гражданская позиция.

Обращение к «встроенным в систему» российским музыкантам вызвало в обществе чувство глубокого потрясения, удивления смелостью, гражданской позицией, мужественностью М. Аркадьева, решившегося высказать ту правду о коррупции, которая замалчивается все годы, но хорошо известна в среде музыкантов:

«Количество лжи, беззакония, которое проникает буквально в поры живого организма нашего общества, наших душ и душ наших детей, колоссально! И этому нужно как-то противостоять. Сопротивление тому что происходит, это гражданское сопротивление… (из выступления на митинге движения «Солидарность»

…Я обвиняю вас, коллеги, в том, что вы не находите в себе ни интеллектуального мужества для понимания обреченности путинизма, ни личного мужества, чтобы Путину противостоять… Я обвиняю вас в цинизме российского и международного масштаба; в том, что вы позволили себе забыть, что настоящее искусство возможно лишь при свете совести».

Он высказал в лицо ведущим деятелям культуры правду, за которую неминуемо последовало наказание, обструкция.

Доцента кафедры специального фортепиано лишили возможности преподавать в Академии музыки им. Гнесиных и при первой возможности под надуманным предлогом сняли с должности художественного руководителя и главного дирижёра Тихоокеанского оркестра.

Этот оркестр за годы работы, маэстро М. Аркадьев поднял на небывалый, международный уровень.

О скромности и подвижничестве Михаила Аркадьева говорит и такой факт из статьи журналиста Григория Ревзина:

«…Он еще ездил по провинциальным школам Сибири, давал мастер-классы для школьных учителей музыки. У него в Карнеги-холл концерты были, в Ла Фениче – он в деревенских школах в Сибири давал мастер-классы для школьных учителей музыки. По 1 доллару в час ему это оплачивали, пять мастер-классов в день, специальная программа министерства образования. …

…ну понятно, он же не может сказать про себя: «Я подвижник. Я бросил деньги и карьеру, чтобы сделать что-то хорошее. Я поднял оркестр, я езжу по деревням, потому что эти школьные учителя музыки – вы представляете себе, как они живут? И я не могу в «Народный фронт». Потому что все, ради чего я живу, это не про «Народный фронт», а про другое».

– «Думаю, причиной послужило открытое письмо против вступления Союза композиторов в «Общероссийский народный фронт». Может, уволили еще и в связи с антипутинскими публикациями. Потерял тогда всю работу в России. Преподаю сейчас в Китае».-рассказал Михаил Аркадьев

«Да, я боюсь, что мои взгляды могут повлечь за собой больше, чем просто увольнение. Но я не хочу поддаваться страху, я хочу себя уважать.»-сказал музыкант в интервью на радио Свобода –  https://www.svoboda.org/a/24298742.html

 

В дни 3000-летия Иерусалима Хворостовский и Аркадьев выступали в Святом городе  с «Отчалившей Русью» Свиридова. Эти дни Михаил называет одним из самых сильных впечатлений своей жизни. «Тогда я впервые почувствовал, что какая-то часть меня причастна к лону этого народа. Я увидел сильных молодых евреев, не отягощенных здешними обычными комплексами. У Стены Плача я почувствовал страшную привлекательную связь между тем миром и этим – не кровную, а через боль, через самоотождествление с болью этого народа».

Скажу откровенно — я постоянно слежу за творчеством Михаила Аркадьева, выдающегося музыканта, удивительного человека, просветителя,  нашего современника. С благодарностью пользуюсь его методами , лекциями, мастер–классами в своей профессиональной деятельности. Наблюдала за его гастролями по Европе, с белой завистью, думая, как о несбыточной мечте, о том, какое было бы счастье пригласить М. Аркадьева в Израиль, где он не был двадцать лет, после гастролей с Хворостовским.

И вдруг выяснилось, что маэстро приезжает в Израиль всего на неделю с частным визитом.

Приехать в Израиль и не выступить перед многочисленными поклонниками просто невозможно!

Я предложила Михаилу  Аркадьеву выступить с концертом, дать интервью замечательной израильской журналистке Полине Капшеевой, рассказать о себе и своём творчестве по радио в программе Алоны Бреннер. Маэстро со свойственной ему щедростью, открытостью и доброжелательностью, согласился!

Благодаря содействию директора иерусалимского муниципального зала «Гармония» Эллы Ходос и директору художественной части Марине Гутгарц, удалось организовать концерт 9 августа в 19.30. (Иерусалим, ул. Гилель 27)

Надеюсь, что короткое пребывание маэстро М. Аркадьева в Израиле запомнится зрителям и слушателям, которые откроют для себя «Клондайк» по имени «Высокое Служение Искусству»

Заказ билетов: http://bestbravo.co.il/announce/56644

Все фотографии представлены Михаилом Аркадьевым  из его личного архива и переданы для публикации на сайте автором текста  Анной Грандель   

В статье  так же использованы материалы из открытых источников в интернете (Википедия) и с сайта http://www.arkadev.com/

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com