Белое на белом – от Малевича до наших дней. Новая групповая выставка в Музее Мане-Каца в Хайфе
На протяжении веков белый цвет нес в себе символический смысл. Им интересовались в контексте религии, философии и литературы. Тайна белого цвета будоражила умы физиков и лириков. В мир изобразительного искусства белый цвет в своей радикальной форме внедрился в начале XX века благодаря творчеству Казимира Малевича. С момента основополагающей декларации Малевича белый цвет стал неотъемлемой составляющей палитры как в кристально чистой форме, так и в различных интерпретациях. Вспомним лондонское общество художников «Де Стейл», Жана Арпа, Роберта Раушенберга, Пьеро Мандзони, Сола Левитта, Роберта Раймана, арт-группу ZERO и многих других. Вместе с тем, радикальное самостоятельное использование белого часто становилось предметом насмешек и нападок на абстрактное нефигуральное искусство.
В разных культурах и концепциях белый цвет ассоциируется с началом начал, рождением, тишиной, вакуумом и смертью. Иногда белому приписывают ироническое отношение к радикальной редукции. Выставка «Белым по белому» рассматривает эти идеи и анализирует контексты, в которых они зарождаются. С одной стороны, предпринимаются попытки понять концепцию белого цвета, а с другой – ему отказывают в осознанности и проявлении самосознания. Критика постмодернистского искусства отражает тайные характеристики белого цвета.
На восприятие белого цвета в искусстве существенно повлияла философская мысль. Австрийского мыслителя Людвига Витгенштейна перед смертью волновала тема оптики белого цвета. «Почему человек не в состоянии представить себе прозрачный белый цвет?» – вопрошал философ и не находил однозначного ответа на свой вопрос. Чем прозрачнее становится белый, тем больше он теряет в цвете, исчезая, растворяясь в бескомпромиссной оптической прозрачности. Французский философ Жиль Делёз писал: «Ошибочно полагать, что художник пишет картины на белом полотне». Ведь полотно обладает бесконечным потенциалом еще не существующих образов. Придавая форме конкретное существование, мы уничтожаем белизну – пустоту, символизирующую все многообразие потенциальных изображений.
Выставка состоит из двух частей. Первая часть предлагает историческую ретроспективу появления и существования белого цвета в израильской живописи на примере работ нескольких поколений отечественных художников. Вторая часть выставки посвящена современным израильским художникам, которые исследуют в своем творчестве силу ритуальной чистоты и целостности форм, стремясь «пролить свет» на сферу возвышенного, недосягаемого. Некоторые произведения применяют абстрагирование белого – прием, посредством которого Дюшан и Малевич демонстрируют абсолютный вакуум, стремясь достичь нулевого уровня в искусстве. Пит Мондриан полагал, что на таком нулевом уровне творения картина сможет воссоединиться с бесконечностью, растворив свою художественную суть в окружающем мире. В этой части выставки также представлены произведения, на которых изображается словно выцветшая израильская природа – ослепляющая белизна заряжает изображенные объекты аурой, объединяющей небесное и земное солнце. В данном случае использование белого цвета является критикой сионистских воззрений, призывавших к «очищению» Эрец Исраэль от неевреев.
В данном контексте белый цвет играет важнейшую роль в постколониальном дискурсе. Социолог Хоми Баба полагает, что белый цвет выступает завесой, экраном, на котором транслируются призраки политики прошлого в абсолютно пустом пространстве настоящего. Белый цвет также традиционно считается символом женственности, ритуальной чистоты и плодовитости. Некоторые художники используют этот цвет для выражения своей позиции в гендерных вопросах, подчеркивая, что женская самооценка подчинена сегодня нескончаемым усилиям для приведения тела в соответствие с установленными модой стандартами красоты.
Когда нашему вниманию предлагают невидимые элементы, мы приходим к осознанию того, что наше понимание искусства зиждется на знании, предпосылках, аксиомах и определенной вере в компетентность художника и самого института искусства. Выставка «Белым по белому» ставит под вопрос все существующие стереотипы в отношении белого цвета, предлагая нам расширить свое понимание и осознание его существования, освободившись от предубеждений и трактовок.
На выставке представлены работы:
Казимира Малевича, Жана (Ханса) Арпа, Дани Каравана, Эти Аберджиль, Арье Азана, Яэль Балабан, Авивит Балас-Барнес, Ноы Берзнер, Йонатана Гольдмана, Михаэля Гросса, Вальтера Гропиуса, Гали Гриншпин, Хаи Грец-Ран, Леи Даян, Ханы Дилян, Пелега Дишона, Орли Хомель, Йозефа Хофмана, Сули Вольф, Сагит Залоф-Намир, Рафи Лави, Джорджо Моранди, Охада Мильштейна, Питера Яакова Мельца, Тали Навон, Яная Сегаля, Инны Полонской, Белу Симиона-Файнару, Якова Кауфмана, Лиат Кляйн, Марты Ригер и Лиды Сарат-Месер.
Выставка «Белое на белом – от Малевича до наших дней» продлится до 15 апреля 2017 года. Торжественное открытие выставки – в субботу 19 ноября в 19:00.
Кураторы выставки – Лариса Блиман и Светлана Рейнгольд
Cайт музея Мане-Каца – http://www.mkm.org.il/eng
Общий сайт хайфских музеев – www.hms.org.il
Адрес Музея Мане-Каца – Хайфа, ул. Яфе Ноф ,89. Телефон – 04-9119372.
Часы работы музея: с воскресенья по среду с 10:00 до 16:00, в четверг с 10:00 до 19:00, по пятницам – с 10:00 до 13:00, по субботам – с 10:00 до 15:00.
По материалам пресс-релиза. Текст и фотографии предоставлены Музеем Мане-Каца. Заглавное фото – работа Охада Мильштейна “Галерейное пространство”.