В октябре 2018 года израильских зрителей ждут встречи с одним из самых необычных и популярных российских литературно-театральных проектов последних лет – «БеспринцЫпными чтениями» в исполнении самого автора, Александра Цыпкина, и актрисы Ингеборги Дапкунайте.
Этот творческий дуэт впервые соткался в фильме Анны Меликян «Про любовь. Только для взрослых». Молодой петербургский автор написал сценарий к киноновелле, в которой снялась известная актриса. Сотрудничество их продолжилось, когда Ингеборга Дапкунайте с Александром Цыпкиным начали вместе читать со сцены его рассказы из юмористических бестселлеров «Женщины непреклонного возраста» и «Дом до свиданий».
Цыпкин – один из самых ярких литературных и театральных дебютантов сегодняшней России. Книжка лирически-хулиганских рассказов с остроумным названием «Женщины непреклонного возраста», по сути, является собранием историй, опубликованных Александром Цыпкиным в социальных сетях. Она стала самой продаваемой сатирической книгой в России в 2015 году. В декабре 2017 вышел второй сборник – «Дом до свиданий», который также очень быстро занял первое место в читательском рейтинге. На сегодняшний день общий тираж книг Александра Цыпкина – 100.000 экземпляров и они уже три года держатся в «топе» продаж, что само по себе – рекорд.
С одной стороны, его «БеспринцЫпные чтения» неизменно собирают полные залы, с другой – литературные критики обходятся с молодым автором жестко. Впрочем, кажется, сам он не обращает на это внимания, тем более что его рассказы звучат со сцены в исполнении таких прекрасных артистов как Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Данила Козловский, Сергей Гармаш, Анна Михалкова, Виктория Исакова, Николай Фоменкои многие другие.
«БеспринцЫпные чтения» уже знакомы и израильскому зрителю – около года назад они проходили в исполнении самого писателя и Константина Хабенского. Теперь вместе с автором на сцену выйдет самая солнечная актриса российской театральной сцены и кино Ингеборга Дапкунайте.
Цыпкин рад этому сотрудничеству: «В моих рассказах женских образов едва ли не больше, чем мужских, но это лишь мои попытки заглянуть в противоположную душу, а вот женское прочтение со всеми акцентами и полутонами это уже серьезный шаг к более глубокому пониманию предмета. Рад, что у меня место в самом первом ряду, точнее на сцене. Я все увижу и пойму».
Дапкунайте, со своей стороны, признается: «Саша видит жизнь, кристаллизует ее, и рассказывает нам. И, наверное, талант писателя, художника – в том, что он берет то, что, кажется, мы все видим, но вытягивает из этого какую-то сущность, смысл, который нам всем понятен, и который мы тоже видим, но мы не знаем, что мы его видим, а он его нам показывает».
Творческая биография Ингеборги Дапкунайте необыкновенна. Литовская актриса в последние годы – одна из ведущих актрис московского «Театра Наций» под руководством Евгения Миронова, до этого много играла в Лондоне, мировой театральной столице, весьма требовательной и к своим собственным, и, тем более – к иностранным актерам. Партнером Ингеборги Дапкунайте в лондонском спектакле «Ошибка речи» был знаменитый Джон Малкович (режиссер – Саймон Стоукс). Затем Дапкунайте и Малкович вновь вышли на сцену в Вене – в спектакле «Вариации Джакомо». На протяжении нескольких лет этот спектакль путешествовал по театральным подмосткам Германии, России, Австрии, Австралии, Франции, Эквадоре, Испании и других стран. Дапкунайте также принимала участие в спектакле «Монологи вагины» в Лондоне в постановке Ив Энслер, и спектакле «Клоака», поставленном Кевином Спейси.
Ингеборга Дапкунайте снялась более чем в 150 картинах, среди которых всемирную известность получил оскароносный «Утомленные солнцем» и первая часть франшизы «Миссия невыполнима», исполнила роль Кшесинской в «Матильде» Алексея Учителя, а в фильме «Про любовь» сыграла в паре с Джоном Малковичем.
Актриса является членом жюри программы «Синефондасьон» Каннского кинофестиваля, а также Международного Берлинского кинофестиваля, Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плате, Венецианского кинофестиваля.
Несмотря на профессиональную занятость, Ингеборга Дапкунайте много времени посвящает благотворительности – актриса является сопредседателем попечительского совета московского благотворительного фонда помощи хосписам «Вера». Она – продюсер спектакля «Прикасаемые» с участием слепоглухих людей, являющегося частью совместного проекта фонда «Со-единение» и театра Наций; состоит в попечительском совете фонда «Друзья».
Нет сомнения, исполнение рассказов Александра Цыпкина замечательной Ингеборгой Дапкунайте будет особенным, ни на что не похожим действом. Вместе с едва уловимым акцентом – визитной карточкой иностранной актрисы с безупречным русским языком – ее игра, ее прочтение делает роль или рассказ ее собственностью.
Литературные чтения, жанр столь популярный во времена Ираклия Андроникова, возвращается сегодня, в наступившую эпоху аудиокниг. Чтения и лекции становятся все более популярны, будь то камерный формат квартирника, или концертный или театральный зал. Ирония и печаль устного рассказа, интонация исполнителя, внимательное ухо – все это вместе, «здесь и сейчас», дарят слушателю особенную эмоцию. Когда-то писатели рассказывали свои тексты. Сегодня, в век электронной медиа, возвращается мода на устный рассказ: люди предпочитают не читать, а слушать. Слушать в данном случае Ингеборгу Дапкунайте и Александра Цыпкина в литературно-театральном проекте «БеспринцЫпные чтения», когда у зрителей появляется возможность соединять настроение, создаваемое авторским прочтением и актерской трактовкой, адаптацией текста к сцене. В программу «БеспринцЫпные чтения» в Израиле включены как новые, так и уже полюбившиеся публике рассказы Александра Цыпкина.
****
Ингеборга Дапкунайте и Александр Цыпкин. «БеспринцЫпные чтения»
Нетания, Гейхал ха-Тарбут, 24 октября 2018, среда, 20:00
Хайфа, зал «Раппопорт», 25 октября 2018, четверг, 20:00
Тель-Авив, зал «Бейт ха-Хаяль», 26 октября 2018, пятница, 19:00
Заказ билетов на сайте продюсерской компании Rest International – здесь
Линк на видео: https://www.youtube.com/watch?v=8gPMgNzZD_k
Фотографии (© — Тимофей Колесников) предоставлены компанией Rest International