BODYTRAFFIC – группа современного балета из Лос-Анджелеса, созданная в 2007 году Лилиан Барбьето и Тиной Финкельман-Беркетт, воплотившими свою концепцию современного танца будущего. BODYTRAFFIC впервые приезжает на гастроли в Израиль с вечером одноактных балетов четырех интереснейших хореографов наших дней, поставленных на музыку четырех жанров — электронную, этническую, джазовую и хип-хоп. И уже понятно, что выступит BODYTRAFFIC в Израиле четыре раза — с 14 по 17 октября в Иерусалиме и Тель-Авиве с программой из четырех постановок в хореографии Ричарда Сигала, Виктора Куиджады, а также двух израильтян, работающих за рубежом – Барака Маршалля и Хофеша Шехтера.
Маша ХИНИЧ
Фото Кристофера Даггана и Томаса Росса предоставлены организатором гастролей «Рафи Бен-Яаков Афакот».
Постановок, рассказывающих о внутреннем и внешнем, о желаниях и личности, о самоопределении, о праве оставаться человеком. С балетными историями – в драмах, образах, идеях, движении. В балете, ставшем глобальном искусством, творцы которого – хореографы – эпатируют и рискуют. BODYTRAFFIC — балет взрывной, интенсивный, невероятно энергичный и бескомпромиссный. Балет, создающий на сцене мир, в котором никто не хочет быть одиноким.
Один из хореографов, Барак Маршалль, в одном из интервью сказал так: «На мой взгляд, сегодняшний мир – это более спокойное место, чем полвека назад, но до сих пор мы видим в разных странах уродливые проявления национализма. Национальная идентификация – это не только индивидуальный культурный багаж, а зачастую, и стремление отделиться от других групп. Говорят, что национальные различия приводят к конфликтам, но я верю в то, что люди интересны друг другу именно потому, что они разные. Эти различия не стоит стирать, а надо, наоборот, подчеркивать. Дискуссии и обсуждения, которые возникают при работе с людьми другой культуры, могут быть очень эффективны и привести к отличным результатам. Те балеты, которые созданы мной для BODYTRAFFIC – это, во многом, результат мультикультурности. Спектакли BODYTRAFFIC – это также попытки разобраться через язык движения, через балет в том, как устроен мир».
Хореографы BODYTRAFFIC — нетипичны и эмоциональны, искренни и вечно в пути и в поиске. Барак Маршалль – тому пример. Его постановка «В полночь зеленая невеста порхала над деревенской площадью» сделана на этническую музыку с вкраплениями песен йеменских евреев, песен на ладино Ясмин Леви, на идише — сестер Берри и песен матери Барака Маршалла, танцовщицы и певицы Маргалит Овед. Сюжет балета основан на реальных событиях в семье йеменских евреев в Адене, бывших соседями Маргалит Овед. Полный юмора рассказ о семье, где было восемь сестер и один брат. Рассказ о ревности, гневе, печали и одиночестве. Стоит напомнить, что Маргалит Овед — одна из основательниц и первая солистка израильского театра этнического танца «Инбаль». Замуж она вышла за выходца из Марокко, жившего в Австрии, вдвоем они переехали в США, в Калифорнию, откуда в 1994 году Маргалит Овед вернулась на некоторое время в Израиль спасать от финансового и прочих кризисов старейший в стране танцевальный ансамбль «Инбаль», балетный театр йеменского и сефардского танца, основанный легендарной иерусалимкой Сарой Леви-Танай еще в 40-е годы.
Казалось бы, Бараку Маршалю на роду написано заниматься балетом: он вырос за кулисами, в балетной студии, но в детстве, по его словам, признавал только футбол и немного музыку. 25-летним юношей в 1994 году вместе с матерью он приехал в Израиль на похороны ее сестры — любимой им тетушки Леи. После траурной шивы Барак пришел в студию «Инбаль» и неожиданно для себя – так он вспоминает сегодня – выразил свои чувства в нескольких пируэтах на сцене: скорбь в прыжке, горе — в повороте тела. Это был так необычно — в первую очередь, для него самого. На эпатаж Барака обратили внимание и танцовщики, и директор ансамбля, предложившие ему — ни балетом, ни хореографией до этого никогда не занимавшемуся — подумать о работе хореографа. До того момента Барак, изучавший философию в Гарварде, хотел заниматься юриспруденцией для заработка, а для души – музыкой.
«Я случайно зашел в студию «Инбаль» и неожиданно для самого себя начал танцевать — так появился спектакль «Тетушка Лея», печальный рассказ о нашей семье». Тот первый балет Барака был показан в 1995 году в Центре Сюзан Далаль в Тель-Авиве в рамках фестиваля «Оттенки танца» и получил «Приз за творчество». А позже – в 1998 году — и первый приз парижского биеналле. После «Тетушки Леи» Барак поставил в Израиле балетные спектакли «Балкон Шошаны» на Фестивале Израиля и «Свадьба Эммы Гольдман» — о Красной Эмме, знаменитой анархистке первой половины XX века. Кстати, на ее могиле написано «Свобода не снизойдет на людей. Люди должны подняться к Свободе» — отличная тема для размышлений балетных и каббалистических, чем Барак и занимался последние лет пятнадцать в Лос-Анджелесе – городе, по его словам, тихом, для жизни комфортном, не сравнимом с бурлящим Тель-Авивом.
Но вернемся в Европу. После того, как «Свадьба Эммы Гольдман» была показана в «Сюзан Далаль» на фестивале «Занавес подымается», спектакль отправился в европейское турне в честь 50-летия Израиля (символично, что сама Эмма, родившаяся в Ковно в Литве, эмигрировала в США и была оттуда депортирована за свободомыслие). Барак Маршаль на волнах такого успеха был приглашен стать «домашним» хореографом «Бат-Шевы», сам начал танцевать в своих же постановках, но тут вмешалась судьба: он сломал ногу и не смог вернуться к танцам. В Лос-Анджелес Барак Маршаль вернулся в 2000 году, и помимо преподавания всерьез занялся музыкой. Для него писали вокальные произведения израильские композиторы, живущие в Америке, он выступал вместе с матерью под аккомпанемент знаменитого виолончелиста Йо-Йо-Ма, пел с филармоническим еврейским оркестром Лос-Анджелеса. Несколько раз приезжал в Израиль вести летние мастер-классы. Пять лет назад директор балетного Центра Сюзан Далаль Яир Варди пригласил его поставить новый спектакль для фестиваля «Тель-Авив Данс». Барак приехал и поставил «Монгер» – балет на балканскую музыку, а затем уже в Америке — «Рустер», и «Harry». И вот – новый балет «В полночь зеленая невеста порхала над деревенской площадью».
«Пыль» — хореография и музыка Хофеша Шехтера. Балет построен на импульсивной, яркой и ритмичной современной хореографии, но… с политическим подтекстом. Как, впрочем, всегда у Хофеша Шехтера – израильтянина, давно работающего в Англии, хореографа, музыканта и композитора, чьи спектакли пронизаны духом бескомпромиссности и критического взгляда на постколониальный мир — и прежде всего на обласкавшую его Британию, в которой Шехтер успешно живет и работает с 2002 года, возглавляя наряду с Макгрегором и Акрамом Ханом список хореографических дарований. Хофеш Шехтер — победитель Critic’s Circle National Dance Award за лучшую современную хореографию в 2008 году, — считается одним из самых изобретательных и талантливых хореографов, работающих в Великобритании сегодня.
Лицемерие современного мира бесит Шехтера, и он читает ему гневную отповедь под собственную музыку. Талантливому, чувствительному, наделенному фантастической способностью трансформировать эмоцию в нервную хореографическую клинопись Шехтеру мастерства не занимать. Хофеш Шехтер родился в Иерусалиме в 1975 году и переехал в Англию тринадцать лет назад. «Мне нравится тот факт, что, когда я просыпаюсь в Лондоне, я никогда не знаю, какая погода будет. И я просто люблю дождь, сырость и холод. Я не совсем настоящий израильтянин, несмотря на то, что я там родился. Мои родители - европейского происхождения, у них немецкие, русские и румынские корни». Шехтер учился в Академии танцев в Иерусалиме, затем танцевал в «Бат-Шеве под руководством Огада Нахарина, и одновременно начал учиться игре на ударных инструментах, став музыкантом и композитором. «Я обнаружил, что хореография дает мне способ выразить свои эмоции, в том числе мой гнев, - сказал он в одном интервью. - Большинство моих работ автобиографические и являются отражением моих чувств, того, что я пережил».
Покинув «Бат-Шеву», Хофеш, оправдывая свое имя, в поисках свободы творчества поехал в Париж учиться игре на ударных инструментах, там же начал писать музыку для балетных и театральных постановок. В 2002 году он пересек Ла-Манш, оказался в Лондоне и начал выступать с труппой, состоявшей из израильтян. Первая же его хореографическая работа была показана по всей Англии, а также в Финляндии, Италии, Португалии, Швейцарии, Корее. Все это произошло благодаря поддержке лондонского центра фринджа «Place», с которым Хофеш работает с 2004 года. Там же он поставил балет «Uprising», благодаря которому проснулся на утро знаменитым. На британской танцевальной сцене он очень и очень востребован и известен и считается одним из самых интересных авангардных британских хореографов, работающих в области современного танца. Хофеш Шехтер не заигрывает со зрителями, его хореография лишена сантиментов. Но у него есть все, что делает хореографа достойным внимания: свой почерк, своей мировоззрение и, конечно, талант. И тяга к экспериментам и смешению танца и heavy-metal, смешению стилей. «Мы экспериментируем со звуком, световыми и хореографическими решениями, чтобы выкристаллизовать специфическую энергию», - говорит Шехтер.
«Еще раз до того, как ты уйдешь» Виктора Куиджады – балет с элементами хип-хопа, во многом основанный на театральности и импровизации. Кстати сам Куиджада, большой знаток культуры стрит-данса США, хореограф и танцовщик, до 26 лет исполнял хип-хоп в лос-анджелеских клубах, а потом занялся современным танцем и хореографией, основав в 2002 году свою группу «RUBBERBANDance Group» после изучения уличного, классического и современного танца. Его драматичный, эффектный танец стирает границы между хип-хопом, классическим танцем и contemporary dance и знакомит зрителей с уникальным авторским стилем.
«O2J0y» Ричарда Сигала – хореографическая дань американским джазовым стандартам. Никакого европейского пессимизма, а абсолютное американское счастье и радость, саунд и движение на музыку Гленна Миллера, Оскара Питерсона, Билли Холидей и Эллы Фицджеральд. Это своего рода балетно-джазовый перформанс с особой перспективой и раскрепощенностью. Танцоры будто напрямую взаимодействуют с публикой и пытаются передать ей идею танца.
Группа BODYTRAFFIC также известна своей педагогической и общественной деятельностью. Часть танцоров труппы прибыли в Израиль заранее и еще во время дней праздника Суккот провели балетные семинары и мастер-классы как для профессиональных танцоров, так и для танцоров с ограниченными возможностями, а также для танцовщиков из религиозного и ортодоксального сектора. Дополнительные семинары будут проведены и на этой неделе в Афуле и в Кафр-Ясиф. Семинары BODYTRAFFIC в Израиле проводятся при поддержке посольства США в Израиле.
BODYTRAFFIC. 4 одноактных балета в одном вечере.
Иерусалим, «Театрон Иерушалаим», 14 октября, среда, 20:30, заказ билетов по телефону *6226.
Тель-Авив, Центр сценических искусств – «Бейт ха-Опера».
15 октября, четверг, 20:00. 16 октября, пятница 13:00. 17 октября, суббота, 21:00.
Заказ билетов на сайте — http://israel-opera.co.il/ или в Интернет-кассе «Браво» — http://kassa.bravo.org.il/announce/49689
Сайт труппы — http://bodytraffic.com