«Танец — это привилегия, ты как будто на прямой связи с Богом» – сказала Мари Шуинар и показала это на сцене.
Ночью мне привиделся единорог в раю, светящаяся розовым отполированная огромная креветка на зеленом лугу и слово инфернальный – то есть находящийся в аду. Слово спустилось в задремавшее сознание, буквы соскользнули в воображение, их силуэты напоминали танцовщиков, увиденных накануне в балете Мари Шуинар «Сад земных наслаждений» – полупрозрачные, бело-золотистые и практически бестелесные… Инфернальный – нечастое слово в повседневном лексиконе. Балет Мари Шуинар – чрезвычайно мощный. Он вызывает множество ассоциаций, не дает уснуть, заставляет размышлять, рыться в энциклопедиях, и, главное – вновь и вновь «прокручивать» в воображении увиденное на сцене, чтобы понять: рай, ад и небеса – они здесь, на земле. И жить мы должны здесь же – на земле. Этот балет насыщен не эмоциями, а размышлениями, не чувствами, а попытками вновь и вновь разгадать загадки живописи Босха, к 500-летию со дня смерти которого Шуинар и создала это полотно – именно так, потому что ее «Сад земных наслаждений» – тоже картина, картина в движении.… Этот балет НАДО смотреть. Сегодня и завтра в Тель-Авивском центре сценических искусств. И, кстати, изучить в деталях сам триптих, увеличенные детали которого проецируются на экраны на сцене, как и око Бога, который в финале крепко зажмуривается – нечего подглядывать за нами, людьми.
«Сад земных наслаждений» Босха до сих пор загадка для искусствоведов и трактуется множеством исследователей по разному. Мари Шуинар предложила свою – поразительную трактовку, оживив картину с помощью 10 танцовщиков ( в некоторые моменты кажется, что их на сцене не десяток, а десятки). Она доказывает и показывает, что триптих назван «Сад земных наслаждений» именно потому, что жить надо здесь и сейчас. По крайней мере, так как Мари Шуинар – в вечном поиске, в вечном творчестве, в вечном движении.
Центральная часть балета и триптиха – «Рай» (или «Сладострастие», Luxuria) сколько воплощенных грехов и соблазнов. Сколько, казалось бы, красоты – но сладострастие делает людей слабыми, парализует их волю, отбирает свободу. Вторая часть – инфернальный ужас, «ад», звуки в котором холодят души, музыкальные инструменты которого становятся орудиями пыток, закат души – и снова слабость, не может человек быть сильным в аду. Последняя часть балета (левая створка триптиха – «Небеса») – времена сотворения мира, невероятная точность в перадаче не только деталей картины, но кажется и самих мазков кисти Босха: жесты, позы, наклон головы, поворот тела. Танцовщики по очереди накидывают красную мантию высшего существа – только у него есть покровы (покровы тайны), остальные обнажены, как обнажена и наивна их душа. Оказывается, Богом может быть каждый из нас. Может быть им на земле, оставаясь человеком , не видоизменяясь в диких зверей или сладкие цветы, а продолжая быть самим собой.
Необычный балет с прозрачными фигурами, фантастическими сооружениями, чудовищами, галлюцинациями и отстраненностью – смотреть и смотреть. Можно даже сказать – читать и читать. Но, главное успеть – сегодня или завтра.
Могу повторить и то, что уже писала: Мари Шуинар не боится рисковать и всегда выигрывает. Она восхищает и дразнит зрителей. Ее идеи – точны и изумительны, остры (а могут быть и зыбки), полны бешеной энергии и всегда бьют по нервам и эмоциям, как и сам танец ее компании. Она – автор книги стихов о теле, она заставляет своих танцовщиков работать с костылями, с протезами и быть при этом на пуантах. Она умеет показать не только красоту тела, но и его уродство. И также – красоту и уродство души. Ее могут любить и отторгать, но главное – она ни на кого не похожа. «Для меня источником всегда было тело – его молчание и дыхание, составляющие невидимую материю жизни» – так говорит Мари Шуинар, изменяющая тело в своей хореографии, насыщенной эротикой, пластикой, музыкой, ритмами, излучаемой танцорами необузданной энергией, трансформациями и, на сей раз, и живописью.
А вот из «Википедии» – тоже стоит перечитать: «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия — Luxuria. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений — это изображение Рая, где упразднён естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей.» – так описывают картину исследователи – а теперь представьте, что ВСЁ это воплощено в движении и идите смотреть балет.