В закоулках и проходных дворах южного Тель-Авива, несмотря на переходящие из настоящего в вечность великие стройки-трансформеры, расползающиеся по городу подобно щупальцам неизведанного подводного морского чудища, ловящего фланирующих зевак в мутной воде, всё ещё можно найти уцелевшие заповедные уголки «Белого города». ArtPort – галерея, арт-резиденс и амута – как раз в таком уголке и расположена. Точнее на углу – между фалафельной и шинной мастерской. Побелку стен этого трехэтажного здания обновляют каждый год: ArtPort – это детище семейного фонда Арисон, а в этой семье каждый заправляет своим направлениям. Art Port достался Джеймсу Арисону, который вкупе с кураторами придумал вот что: ежегодные residence (студии и стипендии) для 6 художников. ArtPort, основанный Семейным фондом Теда Арисона, уже одиннадцатый год работает с некоммерческими организациями для продвижения и развития современного искусства в Израиле. По состоянию на сегодня в программе приняли участие около 50 израильских и около 60 зарубежных художников.
Если кто уже побывал на выставке израильского искусства в Тель-Авивском музее, то не мог не заметить при входе в залы нового корпуса музея великолепную работу Марии Салех Махаммид. Эта работа была сделана ею именно во время residence в ArtPort.
Также в ArtPort придумано: периодические выставки имеющих к ArtPort отношение художников в просторной галерее на первом этаже белостеннного здания; лекции, встречи и фестивали на всех остальных этажах круглый год. Всё, что происходит в ArtPort формируется вокруг вопроса «что такое будь художником», на которой до сих пор никто однозначно не ответил.
Есть также и программы обмена residence с Европой – Прага, Турин, Франкфурт и другие города. Здесь, на углу улицы Ха-Амаль, 8, проходят ярмарки книг по искусству, семинары для профессиональных художников о том, как правильно себя подать и продать; показы видеоарта и документального кино, кинофестивали фильмов об искусстве. И уже понятно, что это то место, куда любители выставок и современного искусства должны захаживать.
И поспешить это сделать до 23 мая, пока в Art Port проходит выставка Гая Гольдштейна, названная им вкупе с куратором Вардит Гросс «Будущие ошибки и легкие закуски». В чем будем ошибаться и как закусывать? Если хотите узнать все из первых уст, то приходите на встречи с художником и куратором в субботу 30 апреля в 11:00 и в четверг, 19 мая в 18:00.
А пока что вот, словами письменными, а не устными:
Персональная выставка Гая Гольдштейна «Будущие ошибки и легкие закуски» – это, простите за тавтологию, набор ошибок будущего и подобия закусок в том же будущем – трехмерная кинетическая инсталляция из миниатюрных отливок, мини-скульптур, промышленных отходов, маятников, рисунков, линз, перьев, звуков и зарисовок. Праздник на постаменте, напоминающий сильно уменьшенные и сжатые в масштабе один к миллиону мировые ярмарки всяческого барахла, идей, информации и коктейльные вечеринки вкупе с ними.
Нечто вроде Венецианского биенналле и домашнего банкета, где много разговоров, трепотни, систем громкой связи на открытом воздухе, требований «не собираться» и просьб заполнить аудитории, где много потребности в человеческом общении и его же – общения – адаптации к происходящим изменениям. Звенят стаканы, выстреливает шампанское, взгляды встречаются, руки протягиваются для рукопожатия…
Всемирные ярмарки, которые начались в середине 19-го века, были задуманы как огромные праздником общения, туризма и торговли – праздником, где представлялось все лучшее, что к тому времени придумали в науке, коммерции, технологии, в художественном мире, архитектуре, политике, экономике. Те ярмарки походили на ярчайший-величайший карнавал, приправленный мечтами и любопытством. На тех ярмарках показывались великие изобретения – от телетрансляции до кетчупа, от рентгена до стаканчика для мороженого. Украшались города и специально строились такие здания, как Эйфелева башня в Париже, Space Needle в Сиэтле и Хрустальный дворец в Лондоне. Мир, пусть даже на короткое время, становился лучше.
В апреле 1939 года в Нью-Йорке открылась Всемирная выставка под названием «Мир завтрашнего дня». Между монументальными зданиями и плавающими дирижаблями ходили толпы посетителей со значками с надписью «Я видел будущее» – ведь на ярмарках можно было увидеть рассвет нового дня.
Это будущее уже наступило, мы в нем живем и зачастую бываем разочарованы: летающие машины, диспетчерские с экранами, серебристые костюмы и стенограммы. Реальность превосходит научно-фантастические фильмы прошлого. И тем не менее – с нами осталось представление о будущем, устоявшееся на сверкающих мировых ярмарках: быстрее, выше, сильнее
Когда мы перестали мечтать о будущем? Когда наши взгляды изменились и наряду с рассуждениями о заре нового дня мы стали говорить об упадке человечества? Когда мы перестали с восхищением следить за новинками и развитием техники и начали этого опасаться? Из остатков, даже останков деталей, найденных на закрывшихся фабриках и в старых заброшенных ремесленных мастерских, Гай Гольдштейн создает альтернативное пространство существования в воображаемом будущем, утопический момент в антиутопическом настоящем, момент исправления в череде ошибок.
Работа Гая Гольдштейна – это одновременно дань и пародия на мировые игры и стоящие за ними амбиции, поле событий и ситуаций, текстовой и визуальной информации, повторяющиеся мотивы, и нелепые автоматы, напоминающие вышедшие из строя пульты управления».
ArtPort. Гай Гольдштейн. «Будущие ошибки и легкие закуски»
Выставка продлится до 21.05.2022 года. Куратор – Вардит Гросс.
Время работы выставки: среда и четверг – 12:00-19:00, пятница и суббота – 10:00-14:00. В другие дни по предварительной договоренности.
Gallery Talk – 30 апреля, суббота, 11:00; 19 мая, четверг, 18:00.
Вход – свободный.
ArtPort – улица Ха-Амаль, 8, Тель-Авив.
https://www.artport.art/
Маша Хинич. Фотографии: Таль Ниссим – предоставлено пресс-службой ArtPort
****
Artport Tel Aviv, основанный в 2011 году, является ведущим центром современного искусства и домом для программы residence в Израиле.
ArtPort был основан по инициативе Джейсона Арисона, председателя Фонда семьи Теда Арисона – https://www.arisonfoundation.com/ и работает при полной поддержке Фонда. ArtPort продолжает обширную деятельность семьи Арисон по инициированию и поддержке ведущих проектов в области культуры и искусства в Израиле и США.
В период с 2011 по 2017 год ArtPort работал в комплексе на улице Бен-Цви в Тель-Авиве. В тот комплекс входили восемь студий, галерея и открытая площадка, на которой наряду с многочисленными художественными мероприятиями устраивались вечеринки, обеды, кинопоказы и многое другое. Весь комплекс был снесен для будущей застройки, и в 2019 год ArtPort переехал на улицу Ха-Амаль на юге Тель-Авива.