Кто больше и ловчее соврет? Эта вам что-то напоминает? Выставка «Fake News – Fake Truth» в Хайфском музее искусств оказалось более чем актуальна. Причём, заметьте, задумали ее куда раньше, чем объявили об очередных выборах. Еще одно доказательство того, что искусство опережает бытие, а иногда – и сознание. Главный куратор Хайфского музея искусств Светлана Рейнгольд, как обычно, сделала невозможное: во-первых, прекрасную выставку (продолжающую ряд экспозиций «Опасного искусства», «Анонимикс», «Shop it!»), философское и академическое значение которой ровно и равно ее визуальному, развлекательному и познавательному пласту. А во-вторых – пригласила к участию в выставке англичанина – и непростого, а супер-знаменитого, первого, ведущего, богатого, главного и прославленного Дэмьена Херста. Отвели ему, правда не два дворца, как на биеннале в Венеции в 2017 году (тогда впервые оба центра дали все залы одному художнику), а половину этажа, но и это прекрасно в наших стесненных квартирных обстоятельствах. И почему-то – о боги и музы! – нет очереди перед Хайфским музеем, никто тельняшку на груди не рвет. Не бьется в двери…
А между тем, из Англии в Хайфу приехала команда Херста и смонтировала в двух залах часть его выставочного проекта «Treasures from the Wreck of the Unbelievable» – «Сокровища с места крушения «Невероятного». Действительно – невероятно. Не увидишь собственными глазами – не поверишь. А увидишь – не уйдешь. Тем более, что вся выставка – повторю – «Fake News – Fake Truth» притягательна и бродить по ней можно часами из зала в зал, с этажа на этаж. Так и подмывает рассказать про все инсталляции, фотографии, проекты и видео, начав с того, что первые по хронологическом порядку экспонаты относятся к началу 70-х годов (уже прошлого – о быстротечное время! – века), когда семьдесят пять процентов актуальной информации воспринимались через телевизор, и прозорливые художники уже тогда поняли, что телевизор – вещь опасная. Через этот стеклянный глаз в наши души запускали облака фальши – что сегодня продолжается с куда большим размахом, эффективностью и куда как технологичнее.
Дэмьен Херст далеко ушел в своих фантазиях от тв-имеджмейкеров (фантазия – это не фальшивка, не стоит отождествлять) и от своих чучел в формалине, ушел на 2000 лет назад, когда затонул «Невероятный», сокровища с которого привезли в Хайфу. А до этого и до Венеции, они таились в море, где их и нашел Херст, наняв в 2008 году команду аквалангистов, исследовавших морское дно у побережья Восточной Африки, в глубинах Индийского океана – там, где потерпел крушение «Невероятный», на борту которого были вещи «невероятные» – огромная коллекция артефактов, принадлежавших две тысячи лет назад обретшему свободу рабу по имени Сиф Амотан II из Антиохии: от золотой обезьяны до статуй, обросших кораллами, поврежденные и нет. Проект Херста – это создание мифа об амбиции, высокомерии и силе искусства. И это – настоящее, настоящая история поддельного искусства, не фейк. А фейк – это то, что вокруг, вне музея.
Вот то что было в Венеции – https://www.youtube.com/watch?v=hwfjymPx8kM&t=13s, а о Хайфе еще не успели снять, но будет.
Статья о выставке Светланы Рейнгольд:
https://www.israelculture.info/fake-news-fake-truth-novaya-vystavka-v-xudozhestvennom-muzee-xajfy/
Ближайшая экскурсия на русском языке по выставке «Fake News – Fake Truth» пройдет 13 апреля. Записываться тут – https://www.facebook.com/events/628450917583345/
Вот тут тоже будет интересно – 10 апреля https://www.facebook.com/events/864833443860992/
Сайт выставки: https://www.hma.org.il/eng/Exhibitions/6964/%22Fake_News_%E2%80%93_Fake_Truth%22
Часы работы: с воскресенья – по среду с 10:00 до 16:00, в четверг – с 16:00 до 19:00, в пятницу – с 10:00 до 13:00, в субботу – с 10:00 до 15:00. В дни Песаха – свободный вход с 10:00 до 19:00.
Маша Хинич. Фотографии работа Дэмьена Херста предоставлены Хайфским музеем искусств