Круглосуточные показы в Тель-Авивском музее искусств – 22 марта, 26 апреля и 10 мая (выставка открыта до 19 мая).
Маша Хинич. Фотографии предоставлены пресс-службой Тель-Авивского музей искусств
Зимой 2012-го года, в самый холодный и дождливый день я поехала в Музей Израиля в Иерусалиме и была там единственной посетительницей. По музею ходили только несколько служителей, а открыт музей в тот день был с утра до вечера – то есть часов 10 подряд, может даже 12 – уже не помню. Именно потому я и приехала – чтобы было как можно больше времени для того, чтобы посмотреть «Часы» Кристиана Марклея. В зале я была одна – там стояли, как и сейчас в Тель-Авиве, однотипные серые кушетки – удобно-конторские. Пару раз я задремывала минут на 10-15 – от холода и от того, что промочила ноги. Меня деликатно будил смотритель: «Госпожа, – говорил он, указывая на экран. – Время бежит, вы многое упускаете». Время – то, что определяет нашу жизнь, ограничивает ее и пугает. Но «Часы» Кристиана Марклея никогда не останавливаются…
Для тех, кто не хочет упустить ни минуты и ни секунды из великой видео-буффонады – «Часов» Кристиана Марклея: 22 марта, 26 апреля и 10 мая в Тель-Авивском музее искусств будут организованы круглосуточные показы этого 24-часового видео. Знатоки мирового кинематографа кино смогут «выловить» все знакомые знаковые сцены, восхититься выстроенным, нарезанным из миллионов сцен сюжетом и тем, как логика «Часов» привязана ко времени суток. Утром (если придете в музей в 7 утра) все дружно пьют кофе, затем в полдень дружно куда-то едут, а вечером – время ужина у всех тех, кто стал кусочками пазла этой восхитительной работы, получившей осенью 2011-го года «Золотого льва» на венецианском биеннале (там же Марклей был признан лучшим художником) и купленной позже вскладчину тремя музеями: Лондонской галереей Тейт, Парижским центром Помпиду и Музеем Израиля в Иерусалиме. Каждый из музеев заплатил идентичную сумму, говорят, что шестизначную. Средства для покупки были собраны с помощью благотворительных фондов (в Израиле – фонд семьи Островских). Условием совместного владения стало то, что видео может единомоментно демонстрироваться лишь в одном из трех музеев. В те годы куратором отдела современного искусства в Музее Израиля в Иерусалиме была Сюзан Ландау, ставшая директором Тель-Авивского музея. Теперь все понятно? Если да – то в музей, если нет – то, естественно, также в музей.
Это все предисловие к краткой сути: видео «Часы» – это шедевр (одноканальная видеопроекция), который американец Кристиан Марклей создавал вместе с шестью ассистентами два года, использовав нарезки эпизодов от 2 до 15 секунд из 5.000 фильмов.
Кристиан Марклей начал собирать материал для этого титанического коллажа в 2005-м. Сначала работал по 5 часов в день, потом – по 15, когда галерея лондонская White Cube захотела представить фильм на ярмарке современного искусства Frieze-London.
Тысячи и тысячи отрывков, антология мирового кино, множество узнаваемых и забытых актеров. Для этого видео Марклей смонтировал фрагменты из «Титаника», «Ровно в полдень», «Стирателя» с Арнольдом Шварценеггером, сериалов «Симпсоны», «Сумеречная зона» и десятков других известных и не столь известных кино- и телефильмов. Тут есть и отрывки из приключений Индианы Джонса, и кадры из первой «Пилы», в эпизодических ролях мелькают Вуди Аллен, Жан Габен, Кейт Бланшетт. Калейдоскоп самых узнаваемых лиц мирового кино – от Чарли Чаплина и Лоуренса Оливье до Тома Круза и Одри Тоту.
Но главное то, что в каждом фрагменте есть часы – ручные, напольные, настенные, табло в аэропортах, секундомеры, вокзальные часы и т. п., точно показывающие время суток, синхронизированное со временем того места, где «Часы» демонстрируются. Бег времени, оформленный в 24-часовое киноповествование, в драму, романтику, кинохронику, в действие которой, разворачивающееся в реальном времени, погружаешься постепенно.
«Многогранность и притягательность «Часов» связана с тем, что на экране мелькают персонажи и сюжеты совершенно разных жанров, культур и эпох. Некоторые фрагменты длятся лишь мгновение, другие – несколько минут. Искусный монтаж делает перетекание кадров друг в друга логичным и незаметным, а разговоры героев, визуальные мотивы и темы сливаются в одно полотно» – не помню откуда цитата, но она точно все описывает.
Главный герой, как понятно – само время. И еще – деконструированное динамичное повествование, сцены без начала и конца, смесь десятилетий и мест, клипы и мозаика, пазл и коллаж фильмов культовых и забытых, а также мелькание-проблески звезд мирового кино, стареющих с течением фильма, с бегом времени. Они стареют, жизнь идет, сюжет и интрига развиваются в реальном времени, часы напоминают о том, что все когда-нибудь исчезнет, разве только что останутся метафоры, медитации и музеи…
А еще у «Часов» прекрасный саундтрек, монтаж, при описании которого слово «виртуозный» кажется бледной тенью – на деле это восхитительно точная и выверенная аудиовизуальная «сборка» фрагментов фильмов от классики до блокбастеров, ставшая переиначиванием конструкции современной киноиндустрии в новую медиа.
Кристиан Марклей родился в Калифорнии в 1955-м году и вырос в Женеве в Швейцарии, где учился в Высшей школе художеств. Позже он переехал в Бостон, окончил Массачусетскую школу искусств. Технику коллажей начал использовать с конца 1970-х годов, и тогда же внес в свои работу музыку, параллельно экспериментируя со скульптурой, фотографией и различными видео-технологиями, составляя своего рода аудиовизуальные антологии кино, претворяя культуру кино в новом контексте. Еще в 1970-е Марклей экспериментировал, склеивая фрагменты виниловых пластинок, а в 2010-м сделал Manga Scroll – озвученный двадцатиметровый свиток с сотнями звукоподражательных слов из японских анимационных фильмов манга.
Он прославился как создатель необычных звуковых коллажей и изобретатель использования вертушек и пластинок в качестве музыкальных инструментов. Сотрудничал с американским композитором, перформером и мульти-инструменталистом Джоном Зорном и устраивал перформансы с группой Sonic Youth, предлагал людям на улицах заполнять нотами чистые листы и царапать пластинки. Он один из изобретателей «турнтаблизма» (turntable — проигрыватель виниловых пластинок), ставший иконой для диджеев. Марклей также создавал видеоколлажи из голливудских фильмов, где герои говорили по телефону («Телефоны») и музицировали («Видеоквартет»). В фильме «Ревью (Жестовый язык)» (Christian Marclay, Mixed reviews (American Sign Language , 1999–2001) Кристиан Марклей визуализирует отсутствующий звук — глухонемой актер описывает на языке жестов музыкальное сочинение, создавая хореографический перформанс.
Но вернемся к «Часам». «Главное в «Часах» – время и то, как с ним обращается человек» – так сказал сам Марклей. А так как в наше время принято не опаздывать, то не опоздайте. Выставка продлится до 19 мая.
Информация и билеты (в обычные дни в зале, где демонстрируются «Часы» могут находиться не более 60 человек одновременно без ограничения по времени. 22 марта после обычных часов работы времени музей будетоткрыт с 21.00 и до 10 утра 23 марта. В эту ночь, начиная с 21.00 до 24.00 в музее будет проведен ряд лекций, открытых для публики, на тему “Время в современном искусстве, литературе и кино).
http://www.tamuseum.org.il/he/about-the-exhibition/christian-marclay-the-clock
http://www.tamuseum.org.il/he/event-item/95683
http://www.tamuseum.org.il/he/event-item/96159
.