Верхнее фото – сцена из спектакля “Дядя Ваня”. Фото – Елены Лапиной
Андрей Кончаловский хорошо известен широкой публике прежде всего, как талантливый кинорежиссер с мировым именем – он снимал фильмы в России и в Америке, его фильмы номинировались на «Оскар», получали множество призов на европейских кинофестивалях, убирались «на полку» и с триумфом возвращались. Можно с уверенностью сказать, что его работы заняли свое место в истории мирового кинематографа. Однако немаловажную роль в его творчестве занимает и театр.
Сцена из спектакля “Вишневый сад”. Фото – Сергея Петрова
На театральной сцене Кончаловский поставил около десятка спектаклей и несколько опер. В Израиль Андрей Сергеевич привозит любимого им Чехова – два спектакля из трилогии, которую он создал на сцене театра имени Моссовета. Первые две части трилогии – «Дядя Ваня» и «Три сестры» – уже были показаны в Израиле, однако, по словам режиссера «Чехов неисчерпаем, сколько бы к нему ни обращались. Всякий раз видишь в нем что-то ранее не замеченное, не почувствованное, не открытое». И на этот раз израильтяне вновь увидят «Дядю Ваню» и заключительный спектакль трилогии – «Вишневый сад», поставленный Кончаловским в 2015 году. Между первым и последним спектаклем – 8 лет напряженной работы: «Я мечтал сделать три пьесы. Весь мир Чехова для меня как одна большая симфония, одна пьеса может переходить в другую, можно варьировать, но идея – чтобы все те же артисты, тот же ансамбль, практически в тех же декорациях, играли следующую пьесу в абсолютно противоположных амплуа, потому что для артиста это вызов ему, и – с другой стороны, это создает единое пространство. Все три пьесы Чехова, если взять его основные шедевры, они как бы создают единый мир, единый мир Чехова».
Сцена из спектакля “Дядя Ваня”. Фото – Тимофея Алексеева
В спектаклях задействованы лучшие актеры театра имени Моссовета, состав поистине звездный: Александр Домогаров и Юлия Высоцкая, Александр Филиппенко и Павел Деревянко, Виталий Кищенко и Наталия Вдовина, Галина Боб и Александр Бобровский, Лариса Кузнецова и другие. Оба спектакля решены в одном изобразительном стиле, костюмы созданы Рустамом Хамдамовым, а Кончаловский выступает в этих постановках и в качестве сценографа, объединившего все три работы единым решением театрального пространства.
По словам режиссера, спектакли сделаны в классической традиции и эстетике, но в неклассической интерпретации. Что касается «Дяди Вани», то это не первое обращение Кончаловского к пьесе – фильм, где главного героя играл Инокентий Смоктуновский, был снят еще в 1970-м году и получил множество международных наград. Однако в нынешней театральной постановке режиссер отходит от тонкого психологизма экранизации и строит спектакль на эксцентрике и гротеске. По Кончаловскому, Чехов любит своих героев не за что-нибудь, а только потому, что они смертны. Они и не герои вовсе, а обычные люди, которые в своих поисках любви и смысла существования часто кажутся комичными.
То же и в «Вишневом саде» – последней пьесе, написанной Чеховым перед смертью. Кончаловский рассказывает: «Зная приближающуюся развязку, он решил попрощаться с жизнью весело, именно поэтому он писал «Вишневый сад» как комедию. Прощальная шутка гения. Наш «Вишневый сад» – это заключительная часть трилогии, над которой мы работали 8 лет. Это очередная попытка максимально приблизиться к восприятию Чеховым своих героев и жизни, которую он так любил…»
«Вишневый сад» удостоен театральной премии газеты «Московский комсомолец» в нескольких номинациях: «Лучший спектакль на большой сцене», «Лучшая женская роль» (Юлия Высоцкая – Раневская) и «Лучшая мужская роль» (Александр Домогаров – Гаев). Постановщик спектакля Андрей Кончаловский отмечен премией «Звезда Театрала» в номинации «Лучший режиссер».
Кончаловский очень точно определяет свое понимание разницы театра и кино: «У театра есть своя сила и своя магия, которая невозможна в кино. Магия присутствия. И то, что сегодня – хорошо, завтра – гениально, послезавтра может быть ужасно. Это – магия уникальности, неповторимости события. Вот эта неповторимость события и дает возможность зрителю каждый раз увидеть пьесу с разных точек зрения. Не бывает, чтобы сегодня кино посмотрел, а завтра оно – другое. А в театре есть живое дыхание».
Для израильских зрителей оба чеховских спектакля в постановке Андрея Кончаловского обещают быть действительно уникальным и неповторимым событием.
Сцена из спектакля “Дядя Ваня”. Фото – Елены Лапиной
Театр имени Моссовета в Израиле.
«Вишневый сад»
Хайфа, Театрон ха-Цафон, 12 мая 2018 года, суббота, 20:00
Тель-Авив, Центр сценических искусств – «Бейт а-Опера», 14 мая 2018 года, понедельник, 20:00
«Дядя Ваня»
Хайфа, Театрон ха-Цафон, 11 мая 2018 года, пятница, 20:00
Тель-Авив, Центр сценических искусств – «Бейт а-Опера», 15 мая 2018 года, вторник, 20:00
Линк на видео: https://www.youtube.com/watch?v=INFipWHqCnU
Организатор гастролей – Марат Лис, руководитель компании “Cruise International”.Заказ билетов на сайте организаторов гастролей – продюсерской компании Cruise International или по тел. 03-6960990