На сцене – китайская “Дымка”
В июне в Израиль впервые приедет Театр Современного Танца из Пекина со спектаклем “Дымка” (“Haze”) в постановке Ванг Юаньюань.
“Дымка” – туман, театр теней, девятнадцать почти что бесплотных танцовщиков и третья симфония польского композитора Генриха Горецкого (“Симфония скорбных песнопений” 1976 года для сопрано с оркестром), мелодии печальных песен которой впитали нетерпимость, насилие и покаяние двадцатого века вкупе с электронной музыкой норвежского композитора Biospher, чье имя вне сфер, на земле звучит как Гейр Йенссен.
Этот балетный спектакль отражает художественную свободу современного танца, стиль которого – минималистский авангард или авангардный минимализм. Оба определения подходят: четыре года назад этот спектакль был поставлен как балетное видение современной ситуации, как поиск пути в дрейфующем тумане через дымку движения, как балетная реакция на финансовый и экологический кризис. Балетная динамическая неопределенность в мире финансового кризиса и экологического хаоса, когда изящные и хрупкие танцоры балансируют на краю сцены, словно собираясь упасть за край мира. Финансовый кризис упомянут в контексте: театр современного танца Пекина поддерживается не государственными структурами, а первым частным коммерческим банком Китая – банком Минсунг.
Ванг не использует никаких аксессуаров: сцена пуста, лишь устлана толстыми пористыми пружинящими половиками. Желтоватые сполохи комковатого света, тревожная музыка и танцовщики в серебристых трико, плывущие, летящие, падающие, едва не сбивающие друг друга в продуманной вязи этого балета-метафоры о мгле в душах и мыслях, в обществе и в каждом из нас. Туман в этом балете – это пространство для танца и одновременно хаотические движения воздуха. Туман убивает свет, вносит неоднозначность и путаницу. Туман наполняет воображение, порождает эмоции.
В балетной плывущей мгле танцовщики ищут свой путь. Прибавьте сюда еще электронную музыку модерна и третью симфонию Горецкого, для либретто которой польский композитор использовал три текста: плач 15-го столетия, письмо на стене в тюрьме гестапо, написанное девочкой-подростком в Закопане, и слова силезской народной песни о матери, потерявшей сына. Танцоры объединены в небольшие группы, в то время как музыкальное сопровождение добавляет к туманной ауре движения немало мистики. И становится понятно: из туманной дымки Китая нам привозят одно из самых интересных и философских представлений сезона. Не развлекательное, а заставляющее задуматься.
Премьера этого спектакля прошла в Пекине в мае 2009 года в новом Пекинском Театре Современного Танца, основанном в 2008-м году и возглавляемом хореографом Ванг Юаньюань. С этой балетной труппой работали уже многие известные хореографы, музыканты и сценографы. Что и не удивительно: Ванг Юаньюань – один из наиболее интересных хореографов наших дней. “Дымка” – одна из первых ее работ. За прошедшие пять лет в репертуаре театра появились и другие постановки, в том числе и балетмейстеров из Швеции, Канады и Дании. Все работы этого театра уже показывались в Северной Америке и в Европе в рамках международных турне.
Ванг Юаньюань родилась в Пекине и с годами стала одной из самых заметных постановщиков модерн-балета в Китае, сочетая китайские традиции с аутентичностью и тендециями современного балета. Сама она изучала балет с 10 лет в Пекинской балетной академии, затем училась в США и с 1998 года стала домашним хореографом Национального балета Китая, для труппы которого поставила несколько спектаклей, включая “Щелкунчика” в китайской версии. Она же сделала балетный римейк фильма “Красные фонари” и придумала танцевальные вариации для фильма “Бал” Пага Сиоганга. Ее балеты ставились в США, России, Кореи, Бразилии и Мексике. В качестве почетной гость она принимает участие в работе Института хореографии при “Нью-Йорк Сити Балле”, в академии сценических искусств Гонконга, датского Королевского балета и Балета Шанхая.
Ванг Юаньюань удостоена многих призов – и как хореограф, и как балерина, в том числе и на международных конкурсах в Париже, Москве, Шанхае, Болгарии и прочих. Наград у нее уже столько, что Ванг Юаньюань считается рекордсменкой по их количеству и одной из первых среди китайских мастеров модерн-балета. Благодаря ее авторитету при Театре Современного Танца Пекина создан учебный центр при сотрудничестве Пекинской Академии балета.
Возможно, что будущее современного танца – в Азии. Почувствовать это можно будет в Тель-Авиве, в Центре сценических искусств с 5 по 8 июня.
Сайт Центра сценических искусств: israel-opera.
Сайт Пекинского Театра Танца – http://www.beijingdancetheater.org/
Маша Хинич.
Фото предоставлено пресс-отделом Пекинского Театра Современного Танца.