ААААААААААА!!! – Потому что слов почти нет. Потому что, как кратко и емко заметила сидящая рядом коллега: «Это нереально круто». Потому что это супер-красиво, изысканно, тонко, незабываемо. Это – редкая эстетика. Это всколыхнуло душу, взбудоражило чувства. Это было так хорошо, что мы даже немного левитировали – как иначе назвать такое состояние, когда из кресла зрительного зала фантазия и магия происходящего уносят тебя в некие выси, где можно покачаться на тонком канате и даже сделать на нем арабеску. Или жонглировать шарами – руками и ногами – и всё с разной скоростью и в разных направлениях, качаться на проволочном кубе – вернее, танцевать с ним в воздухе. И летать над батутом – так легко, будто мы и они – циркачи – летаем ежедневно, а на землю спускаемся для того, чтобы… Впрочем, на землю из «ReCirquel» спускаться не хочется, потому что Бенс Ваги – режиссер, музыкант, хореограф, дизайнер – придумавший и поставивший спектакль «Обнаженный клоун», гастроли которого идут сейчас в Тель-Авивском центре сценических искусств, сумел придумать такой цирк, где нет дрессированных львов, глотателей шпаг и огня, и иллюзионистов, но то, что мы видим – настолько великолепно, что уже сравнимо с иллюзией.
То ярко-синий, то ярко-красный чистые цвета задника. Перед ним – потертый, бывший золотым когда-то, занавес. В углу – такой же потертый рояль (в нем спрятана электронная музыкальная начинка: музыка – тоже небесно-восхищающая, и при этом на рояле в ряде эпизодов играет пианист). У рампы – скромная клоунесса. Она начинает говорить – на иврите (перед гастролями в каждой стране она по три месяца разучивает свою роль на языке той страны, где будут проходить гастроли) – и завораживает с первой секунды голосом, игрой, мимикой, жестами. Это – Бриджитта Эгиед, связующая линия всего спектакля, развивающего по законам драматургии, хотя сюжета в нем нет. Есть еще одно связующее звено – красный бумажный цветок, порхающий из рук в руки, с ладони на ладонь. Бриджитта Эгиед напоминает Джульетту Мазину из фильма «Дорога» Феллини, и немного – Чарли Чаплина, а когда поет – то Вертинского, а когда говорит – то с ней хочется говорить и говорить, потому что она умеет угадывать настроение, умет обнажить душу. И даже хочется всплакнуть – потому что красота уходит, мираж тает, но остаются впечатления.
Спектакль «Обнаженный клоун» венгерского цирка «ReCirquel» идет два с лишним часа. Помимо магии настроения, он полон трюков. Все артисты – акробаты, силовые акробаты, эквилибристы, номера с кубом, «тисо», шпагат в воздухе, шпагат на проволоке, жонглирование и дирижирование мячами и телами, балет, прыжки на батуте (это было так красиво, что подумалось в первое мгновение, что фигуры акробатов нарисованы на заднике сцены) – выступают без страховки. Ловкость, риск, умение, профессионализм, магия тренированного тела – неподдельны, реальны, а сам спектакль из реальности уносит. В «Обнаженном клоуне» вообще нет ничего поддельного, но само зрелище при этом полностью выбивает из рутинной суеты повседневности. Я не хочу в нее возвращаться, я хочу летать в этой музыке, но увы… Слезы клоуна, аплодисменты, ночь, тишина.
Этот спектакль-сказка необычайно легок, он весь соткан из ощущения легкости полета. Так не бывает, но так случилось. А все подробности уже не раз сообщались.
Маша Хинич. Заглавное фото- Elena Zapassky