Интервью первоначально опубликовано в приложении “Нон-Стоп” к газете “Вести” 27 июля 2017 года
Интервью с Фелисити Симпсон – руководителем CirColombia – в преддверии гастролей в Израиле в начале августа 2017 года ее цирка со спектаклем Acelere, где сочетается безумный темп, всплески эмоций, чередование акробатики и импульсов рэпа, музыкальная эксцентрика и сальса.
– Фелисити! Добрый день! Начнем с самого необычного – а именно с того, что CirColombia – это и есть самая необычная цирковая компания. Вы стояли у колыбели этого цирка, стоите и до сих пор, руководя много лет этой уже взрослой, сложившейся группой, которая при этом остается постоянно юной. Уже немало противоречий, да и история вашего цирка – необычна. Хотя, любой цирк – это неординарное зрелище. Но что есть в CirColombia самого необычного, помимо, разумеется, его судьбы?
– CirColombia – мое детище, мое бэйби, а для каждой матери ее ребенок – необычен, это естественно. Мы – первая современная цирковая труппа из Колумбии стиля «новый цирк». И при этом CirColombia – куда шире по охвату целей, чем любая другая обычная труппа, поскольку у нас есть конкретная цель, я бы даже сказала миссия по продвижению во всем мире артистов цирка из Колумбии. Наши артисты – другие, и мне очень важно чтобы это было ясно всем. Другие и прекрасные! Мы также в немалой степени – авантюристы, потому что надо обладать дерзостью и смелостью, авантюрной жилкой, чтобы решиться сочетать абсолютно профессиональный по всем параметрам цирк и типично колумбийскую атмосферу, где зачастую пение и танцы становятся своего рода предохранительными клапанами выживания в нашей повседневности.
CirColombia также дает возможность нашим артистам «инвестировать» свой талант в будущее, не растерять способности и профессионализм. Под крышей (и в прямом и в переносном смысле) CirColombia объединяется очень разная молодежь, что собственно говоря, и позволяет нам ставить такие отличные, не буду скромничать, инновационные постановки как Acelere –спектакль, с которым мы приезжаем в Израиль. Но куда важнее то, что CirColombia помогает молодым людям начать свой собственный путь самопознания и развития. И, кстати, половина доходов от наших выступлений идут в помощь цирковой школе Colombia Circo Para Todos – «Цирк для всех».
– Школа «Цирк для всех» (National School of Circo Para Todos – Circus For All) – для вас самой это в первую очередь общественный, социальный проект или школа искусств?
– Всё сразу. Я не разделяю цели нашей школы. Это школа искусств, ставшая со временем Национальной цирковой школой Колумбии, полностью финансируемой государством. Это также первая в мире профессиональная цирковая школа с социальными задачами. Это место для общения, это профессиональное сообщество, это педагогический эксперимент. При этом, я говорила много раз и всегда повторяю: мы не альтруисты, а я не филантроп. Мне просто нравится работать – я получаю от этого удовольствие. А «мои дети» столько дают мне… И такой настрой быстро приносит прекрасные результаты. Публика судит о нас по работе на манеже, ей нет никакого дела до социальной подоплеки. Мы – вовсе не благотворительное заведение, а коммерческое предприятие, а наш товар – это талант и огромный труд, вложенный в подготовку каждого номера.
– Ваше великое путешествие из Великобритании в Южную Америку – как вы на него решились? Вы ведь начали свою карьеру в Бразилии с труппой Intrepida Trupe в 1980-е годы. Ставили мюзиклы, оперу под открытым небом. Внедряли цирк в деловые сферы… Так ли это?
– Я была молода и с легким сердцем уехала в свое время из Англии, точнее, просто cбежала от реалий и действительности тогдашнего европейского цирка – они не были мне по нраву. Хотелось чего-то нового. А новое – оно всегда за океаном. Там и лежала тогда моя цирковая terra incognita. И, действительно, в Бразилии я смогла заняться всем. Вот только оперные постановки ставила не под открытым небом, а в городском театре Рио де-Жанейро. Что же касается школы «Цирк для всех», то поначалу местные чиновники называли меня идеалисткой, считали мою идею «социального» цирка нежизнеспособной. Но мне пошли навстречу муниципальные власти города Кали, Международный шотландский католический фонд и лондонская организация «Дети Анд», выделившая после проведения нескольких национальных лотерей 250 тысяч фунтов стерлингов. Позже к спонсорам нашей цирковой школы присоединился знаменитый канадский цирк «Дю Солей», давший несколько представлений, выручка от которых полностью пошла на нужды школы. Кстати, одно из значений моего имени – Фелисити – переводится, как умение находить счастливый вариант.
Небольшое отступление…..
Фелисити Симпсон родилась в Лондоне в 1964 году в семье страхового агента. Интерес к цирку у нее пробудился у нее очень рано. В Англии она научилась ездить на моноцикле, а затем в 17 лет убежала во Францию, где поступила в знаменитую цирковую школу Фрателлини. Однако слишком суровая дисциплина этого учебного заведения была не для нее. И тогда-то Фелисити и сбежала из Европы в Бразилию где поначалу занималась в цирковой школе, а затем присоединилась к странствующей молодежной музыкально-цирковой Intrepida Trupe, с которой объездила всю Латинскую Америку. Во время гастролей Фелисити познакомилась с колумбийцем Гектором Фабио Кобо – таким же фанатиком цирка, как и она сама. Они создали уникальный номер «Танго моноцикла и ходуль», с которым гастролировали по всей Бразилии. Номер был настолько успешен, что молодым артистам предложили в 1989 году представлять Бразилию на цирковом фестивале в Париже «Цирк завтрашнего дня», где они получили приз зрительских симпатий. Вскоре они отправились на гастроли в Германию, Японию, Объединенные Арабские Эмираты. Позже, разъезжая по Латинской Америке, эта пара не раз сталкивалась с обездоленными детьми, перед которыми они выступали бесплатно. Тогда-то у них и появилась мысль о создании постоянно действующей цирковой школы для детей из бедных слове общества. Осуществить задумку удалось в 1997 году в родной стране Гектора Фабио, в Колумбии. В Бразилии на то время уже было 18 цирковых училищ, а в Колумбии ни одного. Сначала открылось несколько цирковых кружков, которые Фелисити Симпсон и Гектор Фабио вели в нищих кварталах Кали, где тогда насчитывалось более 100 банд и огромное количество сикариос – малолетних бандитов.
Наплыв в школу был огромный: дети получали стипендию, трехразовое питание, поощрительные премии за успехи и вполне конкретные перспективы после окончания школы. Собственно для всего этого Фелисити Симпсон и создала CirColombia.
Четверть выпускников школы работает сейчас в лучших цирках мира. Другие приняты в более скромные труппы, третьих пригласили на работу в варьете, шоу-программы или в передвижные цирковые представления.
– Боялась ли вы начинать работу в Кали?
– Конечно боялась, но недолго. Ведь там есть такие места, куда не сует нос даже полиция. Надо заметить, что психология жителей этих кварталов такова, что они проникаются безграничным уважением к тому, кто может делать что-то такое, чего не могут они сами. Акробатика, фокусы, жонглирование, хождение по канату – все это производило грандиозное впечатление.
– Можно ли считать программу Acelere вашего цирка чисто развлекательной – ведь она полна риска, не самых простых ассоциаций, грубоватой силы. Это шоу или спектакль?
– Это цирковое концертное представление. Я его называю «спектакль на перекрестке» – перекрестке танца, музыки, цирка высокого уровня, живого пения. И, конечно, это БОЛЬШОЕ развлечение – как и должно быть в цирке
– Acelere – второй спектакль CirCЫolombia. Ему предшествовал дебютный Urban 2011 года. Как развились за прошедшее время сценография, драматургия? Как изменились сами артисты?
– Наши артисты далеко продвинулись вперед, сегодня перед новичками в нашей труппе стоит куда более широкий профессиональный выбор. Но и конкуренция выросла, мы сами стали более придирчивы: поступить в нашу труппу (подчеркиваю – в труппу, а не в школу) стало сложнее, а мы сами стали гораздо более разборчивы. Однако дух CirСolombia остался прежним.
– Повлияла ли деятельность вашей компании и школы на отношение к слабым слоям в Колумбии? CirColombia – это прекрасный выход, но ведь далеко не для всех?
– Мы не можем взять на себя все социальные функции общества, но учим наших студентов и артистов обращаться друг к другу с уважением и добротой, быть настоящими людьми с настоящими чувствами, брать на себя ответственность за свое поведение. Нам важны художественная целостность и творческое любопытство наших артистов. Те, кто постоянно учится, кто постоянно занимается – те и достигают успеха. Эти есть наш послание обществу. Надо находиться в постоянном поиске, движении, быть целенаправленными. Быть терпеливыми… Я, как руководитель CirColombia, всегда говорю своим артистам – докажи, чем ты лучше других, почему ты лучше. Докажи, что мы правильно поступили, выбрав именно тебя. И это способствует тому, что наши артисты поддерживают профессиональную репутацию высокого качества и добиваются лучших результатов.
– И все-таки – цирк, цирк, цирк – расскажите о трех самых, на ваш взгляд, рискованных номерах спектакля Aclere.
– Самым рискованными были не полеты под куполом и не акробатические трюки, а то, что мы решались как-то на безумный финансовый риск, когда вся трупа поехала в Австралию на Сиднейский и Оклендский Фестивали искусств, между которыми было полтора месяца перерыва. Мы не знали, на что будем жить, но к счастью нашу труппу наняли на фестиваль Big Top – фестиваль фринджа в Аделаиде, где мы, сами того не ожидая, получили призы как лучшее шоу фринджа.
А если вернуться на манеж, то моими фаворитами являются те трюки, которые могут выполнить очень немногие и которые требуют огромной точности. Например, когда артист балансирует на двигающейся гигантской раме, или номер воздушных эквилибристов, когда партнер-мужчина летает на тросе, который его партнерша–женщина удерживает зубами… Или номер «русская палка», когда акробат должен в прыжке попасть на небольшой брус шириной всего в 14 см, установленный на плечах других акробатов. Мне всегда импонируют в цирке контроль, координация и уверенность в командной работе.
– Вы работаете вместе с директором Acelere Ренато Роча (бразильцем, живущем в Лондоне) и Хосе Генри Кайседо Казерра. Какие еще совместные постановки вы создали?
– В нашей творческой команде куда больше людей: есть еще музыкальный директор Райян Уилмотт, хореограф Карлос Нетто, я – Фелисити Симпсон – креативный продюсер. Ренато Роча – нашего директора театра – вы упомянули, а Хосе Генри Кайседо – постановщик движения и наш творческий лидер.Недавно в нашей команде появился новый человек. Я его называю нашей креативной нянькой или творческой акушеркой – это Марк Сторор, который помогает родиться и осуществиться новым идеям. С большей частью этой команды мы ставили и спектакль Urban в 2011 году.
– Говорят, что Франция благодаря вашей деятельности создала свою французскую версию вашей школы Cirque Pour Tous. Есть еще присоединившиеся к вашей идее и движению страны? Возможно, лондонский коллектив Roundhouse Street Circus Collective тому пример?
– Не только Франция и не только Лондон. Наша деятельность в Колумбии вдохновила создателей группы Zip Zap в Южной Африке, стала предтечей профессиональной программы Circo del Mundo в Чили, и аналогичных проектов в Бразилии и Аргентине. Что же касается лондонского проекта Roundus Street Circus , то именно мы разработали его модель после нашего выступления в Лондоне на «Циркфест-2010» и подготовили тренеров и педагогов, продолжающих эту программу в Лондоне по сей день.
– И последний вопрос, точнее просьба – дайте нам совет, как справиться с тем количеством адреналина, которое поступает в кровь, когда мы смотрим представления CirColombia.
– Отличный вопрос. Просто используйте это адреналин – вставайте и вперед! Будьте готовы летать, падать и рисковать!
*******
Acelere – представления в Тель-Авиве в Оперном театре имени Шломо Лахата со 2 по 5 августа.
2 августа, среда, 20:00
3 августа, четверг, 20:00
4 августа, пятница, 13:00
5 августа, суббота, 16:00
Заказ билетов: http://bestbravo.co.il/announce/56275
Линки на видео: https://www.youtube.com/watch?v=Wr4bDxO6uok
https://www.youtube.com/watch?v=lvht2BZCFyU
Страницы CirColombia в фейсбуке – https://www.facebook.com/circolombia
Сайт CirColombia – www.circolombia.com
Интервью взяла Маша Хинич. Фотографии (© Miky Calero и David Levene) предоставлены организаторами гастролей CirСolombia