Хореограф Шен Вей и его труппа снова в Израиле
Шен Вей – гений. Факт этот с точки зрения любителей современного балета – неоспоримый. Балетмейстер, каллиграф, художник и фотограф, создающий не просто танец, а синтетический спектакль, Шен Вей также создает костюмы, декорации и самолично подбирает музыку.
Шен Вей – американец китайского происхождения, танцовщик и хореограф, художник и скульптор, руководитель нью-йоркской труппы “Shen Wei Dance Arts” родился в 1968-м году в Китае, прославился еще в юности в Китайской опере, и посему молодость поделил между США и Китаем. Искусство китайской оперы Шен Вей постигал в течение десяти лет – причем на высочайшем профессиональном уровне, изучая одновременно танец, пение, музыку, сценографию и искусство макияжа, а в Нью-Йорке обосновался с 1995-го года. В 2008-м его пригласили стать главным хореографом церемонии открытия Пекинской летней Олимпиады.
Предшествовало этому следующее: его родители – певцы классической оперы – родили мальчика в отдаленной деревенской местности еще более отдаленной китайской провинции. В 9 лет Шен Вей был “сдан” родителями учеником-подмастерьем в Китайскую оперу, уже через несколько лет был принят в балетную труппы оперы в Сиане – древней столице Китая – и исполнял там заглавные партии с 1984 по 1991 год. В 1991-м году в возрасте всего 23 лет он был назначен хореографом и ведущим танцором ансамбля современного танца в Гуангдонге. В 1995-м получил стипендию Николаса-Льюиса для изучения балета и переехал Нью-Йорк. В Америке Шен Вей успел невероятно много: прежде всего прославиться, получить множество премий и призов, создать в 2000-м году свою труппу “Искусство танца” – “Shen Wei Dance Arts”, которая гастролирует по всему миру и, главное – сделать нечто новое в балете.
Его работы, которые объединяют в себе идеи Востока и Запада, элементы национальной китайской оперы и боевых искусств, абстрактный экспрессионизм и западный модернизм, балет и перформанс привлекают множество поклонников. Его постановки отражают фундаментальные идеи китайской философии и эстетики, преломленные в современном европейском стиле. Некоторые критики сравнивают его постановки с импровизационной живописью Джексона Поллока.
Шен Вей снова приезжает в Израиль – уже в третий раз и привозит к нам два своих балета – “Весну Священную” на музыку Стравинского и “Folding” (“Складывание”, “Складки”), музыкальным фоном для которого стали тибетские буддийские песнопения и музыка британского композитора Джона Тавенера. Оба одноактных балета будут показаны с 25 по 28 сентября в Тель-Авивском Центре сценических искусств.
“Захватывающие , гипнотические, затягивающие” – таковы описания спектаклей Шен Вея. И это не принятые штампы, а полное соответствие происходящему на сцене. Шен-Вей – удивителен. Он представляет искусство танца на новой ступени, на которую он шагнул после изучения традиционной китайской оперы, живописи и современного танца. Такой синтез мог дать два результата. Шен Вей, благодаря своему таланту, добился восхитительного, и он – хореограф, художник, режиссер, исследователь танца, кино, живописи, дизайна – продолжает удивлять своими уникальными постановками. Добавьте сюда его мультикультурность и оригинальность художественной концепции, и тогда станет понятно, почему он и его кросс-культурные постановки на базе восточной философии вызывают восхищение во всем мире.
С момента своего основания в Нью-Йорке в 2000-м году труппа Шен Вея “Shen Wei Dance Arts” постоянно выступает на международных фестивалях в Мельбурне, Монпелье, Венеции, Эдинбурге и еще на двух десятках, в том числе и на фестивале Израиля в Иерусалиме, где в свое время, уже довольно давно, израильтяне впервые увидели его балет “Folding” 2000-года, сцена во время исполнения которого украшена 16-метровыми каллиграфическими свитками (реплика китайской каллиграфии 18-го века), между которым скользят под удивительную музыку одетые в красные и черные юбки-костюмы танцовщики – как капли краски, как мазки кисти. Как сказал сам Шен Вей, этот балет – “путешествие в душу, в мир снов и мечтаний, символов и знаков, вспышек и теней”. Это намагниченный музыкой танец с медитативной сюрреалистической атмосферой. “Folding” – первая работа, которую Шен Вей поставил в США, покинув Китай в 1995 году. Именно для ее постановки он и собрал в свое время ныне столь знаменитую труппу “Shen Wei Dance Arts”.
“Весну священную” (премьера прошла в 2003-м году) исполняют 12 танцоров, соединяющих в танце музыку и движение. Сцена оформлена в любимых цветах Шен-Вея – черный, белый, серый. Балет Стравинского звучит в переложении для фортепьяно в исполнении Фазиля Сая. Суперсовременная балетная техника и система движения тел, физические элементы которой Шен Вей развивал с 1989 года, впервые услышав в музыку Стравинского, сочетаются с импульсами музыки, с ее ясностью и специфичностью. Шен Вей создал новую структуру движения – баланс между точностью и интуицией, показав в танце, что в жизни определенное всегда сосуществует со случайным и неуправляемым. И при том, что Шен Вэй славится математической точностью своих постановок, он талантливейше объединяет хаос и контроль в своей трактовке Стравинского.
Shen Wei Dance Arts. “Весна священная”. “Folding”.
Тель-Авивский Центр сценических искусств.
25 сентября, среда, 13.00
26 сентября, четверг, 21.00
27 сентября, пятница, 14.00
28 сентября, суббота, 21.00
Заказы билетов – * 6226 или 02-5605755, www.bimot.co.il и в других Интернет- кассах
Информация на сайте israel-opera
Сайт “Shen Wei Dance Arts” – http://shenweidancearts.org
Маша Хинич. Фото предоставлено пресс-службой “Shen Wei Dance Arts“