«Скажи, разве это искусство?» – выставка, посвященная столетнему юбилею движения дадаизма в музее «Янко-Дада» в Эйн-Ход.
Экспозицию «Скажи, разве это искусство?» составили 12 кураторов выставок, специализирующихся в разных областях искусства: Одед Котлер, Юваль Мескин, Дан Хемицер, Ирина Гордон, Ицхак Гевер, Агар Бриль и другие, а участие в ней приняли 30 последователей дадаизма, среди которых Рони Сомек, Гилад Кахана, уличный художник Dede, Хони Маагаль и другие.
Столетию движения Дада посвящается выставка “Скажи, разве это искусство?” в музее «Янко-Дада» в Эйн-Ход. Это выставка – не только homage и дань уважения дадаизму, но и анализ проявления элементов дадизма в современном израильском искусстве. 12 специалистов-искусствоведов провели своеобразное исследование и выбрали художников и группы художников, которые как отражают и представляют дух дадаизма в различных его проявлениях.
5 февраля 1916 года на улице Шпигельгассе, 1, в Цюрихе, в Швейцарии, открылось литературное кабаре, названное «Кабаре Вольтера». Инициатором открытия заведения стал немецкий поэт Хуго Баль, а к нему присоединились Эмили Хеннингс, Жан Арп, Рихард Хюльзенбек, Тристан Тцара и Марсель Янко. Все вместе они создали мировое движение, полностью изменившее, точнее перекроившее лицо современного искусства.
Представления в кабаре, зачастую вульгарными, были в некотором роде вызовом дадаистов западной культуре, с одной стороны, и заодно попыткой протестующих уничтожить дадаизм, как течение в искусстве, с другой стороны. Все это происходило на фоне Первой мировой войны, разразившейся в это время в Европе. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение традиционной эстетики, иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, литературе и музыке, цинизм, разочарованность и бессистемность. «Кабаре Вольтер» в его первоначальном виде проработало всего полгода, но за это время были созданы многочисленные центры движенния Дада в разных странах мира. Чуть позже, в двадцатых годах французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий – с экспрессионизмом. С тех пор прошло более ста лет, а наследие дадаизма все еще явственно ощутимо в современной культуре.
Выставка в музее Янко Дада в Эйн Ходе посвящена нескольким темам искусства дадаизма:
Коллаж, фотомонтаж, ассамбляж, перформанс, абстракция, абсурд и случайность, поэзия и литература, социальный и политический протест, антивоенные манифесты и многое, многое другое.
Ницан Абири-Шоваль, одна из кураторов выставки выбрала художников, работающих в стиле коллажей и ассамбляжей: Инбаль Хофман создала свою работу из сотен деталей, составляющих ранее лестничный пролет и шахту лифта, а Гилад Кахана представил коллажи, заполненные воинствующими фигурами. Нехама Левандель представила скульптуры книг, Рут Наам сотворила огромное ухо, заглянув в которое можно увидеть видео-арт с коллажами, Хагар Нисимов представил видео работу и маски, Гай Карядан создал работу под названием “Арабы или голодные” – “Аравим о раевим”, этот заголовок он составил из шрифта названия газеты “Маарив”. Авиноам Штеренхайм покажет надпись «Fuck off», сделанную из костей умерших животных.
Тема фотомонтаж. Ирена Гордон, куратор, выбрала Нира Двораи, который создал закрытое пространство, в котором на потолке написано “Вперед к урбанизму”, но прочитать эту надпись можно только глядя на зеркала, беспорядочно разбросанные по полу.
Тему перформанса. Куратор Юваль Маскин выбрал работу художника Хони Маагаля. Хони показывает в своей работе под названием “Жертва развития насекомого” свою собственную могилу, вокруг которой плиты, а на них – автобиография автора, который жив.
Одед Котляр исследовал тему «разрушение существующих форм». Для этого он выбрал участников группы «Тав». По рекомендации куратора группа должна была произвести Голема специально для этой выставки. Этот Голем произошел не из еврейской мистики, это – огромный «мобайл», подвешенный к потолку в музее и представляющий из себя не совсем гуманоидный, а скорее механический персонаж, составленный из разных предметов и одежды и находящийся в перманентном движении. На видеоролике, который снимался в процессе работы, видны действия художников на всех этапах и даже слышны их голоса, ведущие диалоги с Големом.
Тема абсурда. Куратор выставки Рая Зумер-Таль выбрала Адара Гольдфарба, представившего механический барабан, который играет сам по себе, без прикосновения человека. Ноа Лешем-Гардес представляет телефон, который сплетничает о самой художнице, Павел Ценхават и Игорь Каплунович разбросали по полу пустые «музыкальные» коробочки, «пищащие» на темы популярных мелодий. Тамар Шефер представила видео, составленное из частей человеческих тел; Авнер Шер показывает работу, подвешенную к потолку вверх ногами.
Случайность пыталась исследовать куратор Авиталь Кац. Для этого она выбрала художницу Кармит Вайцман, представившую интуитивные работы, которые были созданы ею «неосознанно». Игорь Каплунович попытался воссоздать карту Цюриха из сломанных плиток, а Бендетта Падуна просто расписала стены выставочного зала.
Тема политического антивоенного протеста: куратор Ицхак Гевер выбрал Натали Ваксберг-Коэн – видео, где она просит признать ее матерью, потерявшей в военных действиях ребенка. Ирис Хевер строит верхний и нижний город из лифтовой шахты в музее, и Шони Ривнаи, показывающий остатки ракет, украшенных по-домашнему уютно, даже буржуазно, и все эти ракеты свисают с потолка посредине выставочного зала.
Dede. Порядок-беспорядок. Фото: Dede
Агар Бриль занялась темой протеста против существующего порядка. Для этого она выбрала уличного художника Dede с его работой «Порядок – беспорядок».
Литература и поэзия: Рина Генусов выбрала художников: Авраам Эйлат представил литературные работы, которые написаны на ящиках из-под фруктов, Ницан Минц создала поэтическую работу из вырезанных букв, Рони Сомек представляет визуальную поэзию.
Вера Пильпуль, занятая темой «Ready-Made» решила превратить магазин сувениров при музее в заводик по созданию музеев по мановению волшебной палочки Керен Кац и Данв Алона. В перформансе также участвуют волшебники Арье Беркович, Лиса Грос, Шахар Тухнер, Двора Мораг, Дорон Полак, Итай Рон-Гильбоа.
Дан Хамицур, призванный осветить тему социального протеста, решил провести «Художественную демонстрацию» под лозунгом «Золотой теленок на серебряном блюде – мечта и разбившийся миф». 100 художников, проживающих и работающих в Эйн-Ход участвуют в этом протестном мероприятии. «Во время праздника Песах по сложившийся традиции раз в год в Эйн-Ход сжигают золотого тельца на серебряном блюде. И строительство золотого тельца, и его сожжение, в итоге гораздо больше, чем что-либо другое символизируют настоящее положение израильского общества: начинаем мы за здравие, и действительно хотим как лучше, делаем правильные и хорошие дела, которые и создают израильский социум и само государство, а потом, как бы сжигаем все свои самые лучшие намерения, подрывая тем самым достижения еврейского, сионистского, демократического Израиля».
На протяжении всех трех месяцев открытия выставки, в музее все время будут проходить встречи и праздничные мероприятия, организованные при сотрудничестве университета имени Бен-Гуриона и посвященные столетнему юбилею дадаизма.
Выставка продлится до 16 июня 2016 года.
Часы работы музея «Янко-Дада» в Эйн-Ход: с воскресенья по четверг с 10:00 до 15:00.
Пятница и предпраздничные дни: с 10:00 до 14:00.
По субботам и в праздники: с 10:00 до 15:30.
Стоимость входного билета – 24 шекеля. Есть скидки для пожилых людей, инвалидов, солдат и детей. Справки по телефону 04-9842350.
Сайт музея – www.jancodada.co.il
Перформанс Хони Маагаля и Гилада Кахана, посвященный дадаизму
Текст и фотографии предоставлены пресс-службой музея
Подробнее о музее «Янко-Дада» и о Марселе Янко – http://karga-golan.livejournal.com/122780.html