fbpx
Выставки

Дачный призрак (анти) коммунизма

Текст –  Наталья Копелянская

Выставка с названием “Дети хотят коммунизм” (Kids Want Communism) в музее Бат-Яма  (MoBY) вызывает противоречивые чувства у любого человека, который в детстве читал Манифест коммунистической партии и понимал, что это лишь слова, пусть даже и весьма сильные и поэтические. Именно большевистский эксперимент заставил многих уехать куда подальше, где казалось бы больше нет места для подобных слов.

Куратор выставки Джошуа Саймон (Joshua Simon)  – марксист,  арт-провокатор и самый молодой директор музея в Израиле  – убежденный поклонник социалистических идей, его интересуют альтернативные пути построения и развития коммунистического общества. Личные политические убеждения и амбиции куратора были реализованы в музее Бат-Яме (MoBY) в трехчастном проекте, посвященном юбилею революции 1917 года. Финальная часть открылась в июле 2017 года  в партнерстве с  Tranzit Prague, VCRC в Киеве, Free / Slow University в Варшаве, State of Concept в Афинах, Škuc Gallery в Любляне, Westspace в Мельбурне (о двух первых частях проекта – читайте на нашем сайте здесь,  здесь и здесь).

Последняя часть проекта представлена работами художника Toy Boy из Луанды о личном восприятии апартеида, инсталляционным плакатом Хилы Лавив и Дана Йоели (Hila Lahiv, Dana Yoeli)  по следам Эль Лисицкого,  видео проектом Тамар Ниссим (Tamar Nissim)  «Я – Симха Сабари». Мати Лахат представил реставрационный проект «Титаны», состоящий из оригинальных фресок, созданных Шрагой Вейлем и Шмуэлем Кацем (Shraga Veil, Shmuel Katz) в коммунальной столовой кибуца Эйн ха-Мифрац в 1954-м году, разместив их напротив рисунков проекта памятника ликвидаторам взрыва в Чернобыле.   Стоит также отметить мобильную инсталляцию из кроватей Охада Мероми (Ohad Meromi), роспись Йонатана Голда (Jonathan Gold) и греческий видеопроект о гражданской войне 1946-1949 годов.

Специально для выставки была создана масштабная, тотальная инсталляция «Дача»  Макса Эпштейна,  о ней  хочется сказать отдельно.

По образованию Макс Эпштейн (Мах Epstein) – скульптор и керамист, закончил Академию художеств “Бецалель”, но на данный момент владеет примерно всем, что умеет современное искусство – от фотографии и рисунка до сайт-специфик инсталляции, и несколько лет назад он перестал выбирать между материалами и медиа, работая теперь  с несколькими средами одновременно.  Куратор Джошуа Саймон заказал ему проект “Дача” для своей выставки,  размышляя об этом феномене с точки зрения социалистических идеалов, не предполагая какую анти-коммунистическую мину он заложил.  Позиция автора совершенно противоположна –  она аполитична и антикоммунистическая.  Как говорит сам художник: “Собрал манатки – уехал на дачу”, тезис подтверждается отбором предметов и организацией пространства.

Художник выбрал для своей инсталляции около 50 работ, многие из которых были созданы прежде. Они расположены внутри условного деревенского пространства, обозначенного тремя конструкциями: деревянная стена, мост, сортир. Это мистификация и интерпретация детского мира, того воображаемого ада и рая, где главный путь ночью длится от дома до туалета. Центральным экспонатом является деревенский туалет (конечно, здесь прямая отсылка к работам И.Кабакова  и М.Дюшана). Остальное движение определено звуком, скульптурными объектами, графическим дневником-расшифровкой, фотографиями разных лет. Как поется в известнои песне, между прошлым и будущим есть миг или жизнь, но приглашенный в соавторы звукорежиссер  Юрий Применко (Yuri Primenko) определил его в 27 минут, столько длится его “Радионяня” –  композиция, созданная по материалам советских радиожурналов.

“Дача” –  работа лирическая, о времени, здесь нет ничего сиюминутного, автор скрупулезно подбирал предметы и создал своеобразный “кабинет редкостей”. Назвать ее лучшей выставкой этого проекта неловко – возможно, это успех музея и художника на долгие времена.

Искусство Макса Эпштейна преодолело  актуальную повестку куратора и даже собственное тяготение к символизму. Тема времени, vanitas и memento mori  имеет давнюю художественную традицию, тяготеющее одновременно к высотам экзистенции и заземлению. Последнее подтверждается и основательностью автора, который “упаковал” свою работу в фундаментальное художественное издание “RestrOOm” в формате artist book, где проработаны  не только содержание и иллюстрации, но и все остальные элементы книги. Получилось авторское номерное коллекционное издание и редкого качества музейный каталог.

The Kids Want Communism: Final Installment

Museum of Bat Yam (MoBY)  http://moby.org.il/en/

22.06.2017 — 12.11.2017

Facebook музея https://www.facebook.com/moby.batyam/
Больше информации о программе и расписание в блоге tkwc.tumblr.com

Каталог в книжном магазине “Robinson” http://www.robinson.co.il/

Фотографии предоставлены автором(переданы для публикации Максом Эпштейном и музеем MoBY)

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com