Что НЕ НАДО делать на выставке «Дали в порту»?
Ее не надо пропускать.
Что надо сделать ДО?
Прочитать всё о Дали – но это невозможно, и даже если вы прочитаете всё, то на выставке поймете, что это – не всё.
Что надо сделать ПОСЛЕ?
Еще раз прочитать всё о Дали – уже с большим погружением в тему. А также прочитать «Дон-Кихота», «Алису в стране чудес», «Божественную комедию» Данте Алигьери, Ветхий и Новый завет – все эти великие книги Дали иллюстрировал (Данте – по просьбе правительства Италии). На выставке представлены практически полные серии этих иллюстраций.
Что НАДО делать на выставке «Дали в порту»?
Прежде всего, на нее попасть – желательно пару раз. Выставка не такая огромная, как три года назад в Хайфе, она компактнее, но при этом удивительным образом более насыщенная, музейного уровня, куда как более познавательна и удобна для восприятия, четко поделенная по темам. Хотите-таки знать всё – берите аудио-гид (есть и на русском языке) и запасайтесь временем (у Дали, как известно, к времени и его текучести, которое он заморозил в бронзе, было свое отношение и лучше всего это понимают дети, разбрасывающие брызги времени на бегу – увидите сами).
Обратить внимание на:
золотые мезузы и серебряные медали – 12 колен Израилевых и 10 заповедей (сделано по просьбе правительства Израиля к десятилетию Независимости страны).
12 колен Израиля в батиках – то есть картины на тканях.
Еще раз на серию иллюстраций к “Алисе” и тут же – на скульптуру Алисы с обручем. Если вам удастся через обруч проникнуть, то вы окажитесь в другой реальности – в сюре, в сюрреализме.
Еще раз посмотреть на 89 иллюстраций (из 100 сделанных для этой серии) на библейские темы.
И еще раз – на Данте.
Украшения – их надо рассматривать очень внимательно и их можно купить. Или прицениться. Можно купить и кое-какие офорты и скульптуры. Много ли надо для этого денег? Всё относительно… Есть офорты за 3000 евро, есть скульптуры за 200.000…
Три работы маслом – небольшие, но столь насыщенные цветом, что мимо пройти нельзя. Керамические панно, бронзовые рельефы, барельефы с изображениями лошадей – Дали любил лошадей…
А затем – серия офортов «Покорение космоса» – и рядом гравировальные доски. Все медные литографические доски, как и восковые модели для отливки скульптур, Дали велел уничтожить – кроме этих. Почему? Четко осознавал, что сделал нечто такое, что должно навечно остаться для других. Оставаясь в вечности, Дали реагировал на все новшества – только в космос полетел первый спутник, он уже создал свою серию «Покорение космоса».
Документальный фильм о Дали, снятый легендарным режиссером Орсоном Уэлсом в 1970-м году.
Кадры сна из фильма Хичкока «Завороженный» (Spellbound) 1945 года. Дали сделал декорации для сцен этого сна, приехав в Голливуд. Фильм посвящен теме психоанализа и сознания – кто как не Дали всё про это знал?
На выходе из выставочного шатра в средиземноморскую жару висит знак – предупреждающий треугольник с надписью внутри «Внимание! Впереди – реальность!”.
Но вернемся в кондиционированный сюрреализм, в выставочный шатер, от работ Дали в котором тянет, веет и несет просто невероятной энергетикой. Гений – подзаряжает.
Большая часть выставленного (а перечислена выше едва ли треть) – принадлежит коллекционеру по имени Хуан Буфиль из Барселоны, где он открыл музей Дали. Буфиль открыл также подобные музеи Дали в Берлине и Париже, собирается открыть и в Толедо. На выставке представлены экспонаты из еще двух частных коллекций – но без указания имен меценатов.
Еще один фильм – о том, как делаются литографии и офорты. Передан для этой выставки из музея МоМА в Нью-Йорке – мелкое замечание, чтобы прочувствовать уровень подготовки выставки, исследования для который продолжались год, а ее подготовка в Тель-Авиве – 7 месяцев.
«Что такое телевизор по сравнению с человеком, который должен просто прикрыть глаза для того, чтобы увидеть самые удивительные вещи» – это сказал Дали. Но сперва откройте глаза и идите в тель-авивский порт.
Дали возрождается на каждой выставке. В каждом музее. Недаром центр экспозиции – впервые выставляемая, сделанная по фотографиям модель арены для корриды (выстланная паэльей), сделанная в 1954 году Дали для 4-х дневного карнавала La Falla («Фальяс» или «Файес» – Праздник огня») в Валенсии и позже сожженная – как и всё, что делается для этого карнавала, чтобы потом из пепла возродились новые идеи. Коррида возродилась, она насыщена символикой – кстати, объяснение символики Дали преподнесено в очень понятной форме. Короче, на выставку, как на корриду – вперед!
СЕЛФИ
Селфи!!! Как можно забыть? Да и к тому же это замечательный рекламный и коммерческий ход. Перед выходом сфотографироваться интернет-камерой для селфи, тут же на экране пририсовать себе шляпку и усы, послать себе же на фэйсбук и громко прокричать – « Я тут был!». А гений тихо усмехается.
О выставке читайте также и здесь.
Страница в фэйсбуке – здесь
Даты и часы работы выставки: с воскресенья по четверг и в субботу: 10:00-21:00, по пятницам – с 10:00 до 15:00.
Стоимость билета: 79 шекелей, кредитные компании «Леуми Кард» и «Американ Экспресс» предоставляют скидку 1+1
Приобрести билеты можно на сайте dalibanamal, а также по тел.: *2207 – кассы Тель-Авива.
Маша Хинич. Организаторы выставки: Galim Productions