ВЗГЛЯД ГЕНИЯ
Израильтяне (как и сам Сальвадор Дали) живут по своим правилам. Несмотря на рецессию, они покупают произведения искусства – работы Дали, доказывая тем самым, что этот художник продолжает влиять на вкусы общества и спустя 24 года после своей кончины.
Время у Дали утекло в песок вовремя – так, чтобы не мешать ему отсчетом секунд быть свободным, и потому Дали творил вне привычной системы координат, дразня и придумывая, возмущая и эпатируя, не подчиняясь правилам, а создавая свои законы. И поражая. Биографии известных художников – благодарная почва для романистов. Их творчество – неиссякаемый клад для искусствоведов. Их образ жизни порождает последователей. Судьба и работы Сальвадора Дали, великого придумщика, утверждавшего со всей серьезностью насмешки и пафосом эксцентрика на цирковой арене борьбы художественных течений “Я не сюрреалист, я – сюрреализм”, породили бесконечное количество подражаний, споров, рассуждений, дискуссий и выставок.
“Сюрреализм – не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм” – так полностью звучит его высказывание, брошенное им в 1936-м году после ссоры с группой художников-сюрреалистов.
Выставка “Дали: взгляд гения” в Хайфе менее чем за неделю работы также уже породила множество споров и мнений. Бесспорно одно – десятки тысяч людей, ее уже посетивших, хотят посмотреть на работы Сальвадора Дали, сконцентрированные в одном месте. Даже в знаменитом музее в Фигейросе не выставляется одновременно 500 работ художника. В хайфском же Центре конгрессов представлено творчество Дали за период с 1914-го года по 1981-й год во всех техниках: скульптура, медальоны, литографии, рисунки, живопись. И эта выставка дает возможность “увидеть то, чего не видели”, следуя самому Дали: “Я всегда видел то, чего другие не видели; а того, что видели другие, я не видел”. Здесь же, на выставке, видя вместе с немалой толпой посетителей и почитателей творчества Дали, каждый может в сериях его работ – скульптурных, литографических, в сериях рисунков и медальонов – увидеть то, чего не видел раньше, не выезжая для этого в Париж, Рим, Флоренцию, Лондон или Берлин. И еще раз убедиться в том, что влияние Дали очевидно во всех областях современной культуры.
Сальвадор Дали любую сторону бытия и быта превращал в нечто новое, в произведение сюрреализма. Границ для него не существовало. Любой образ и явление становились произведением его искусства. Даже посетители этой выставки подчиняются им установленным правилам и становятся частью его мира. Мы – его, а не он нашего, настолько по сей день велико влияние Сальвадора Дали, бывшего всегда критично настроенного по отношению к обществу. И эту критику, это бесшабашное антагонистическое продуманное настроение передают его работы, на какие бы темы они не были созданы – от иллюстраций к Дон-Кихоту до литографий серии “Алия”. Дали был необычайно последователен в своей иррациональности и парадоксальности. Столь же последовательно выстроена и выставка.
Полная свобода и безграничность его творчества – вот главные впечатления от этой выставки, состоящей из трех разделов. Первый – полторы сотни литографий, привезенных из Южной Америки, где они уже несколько лет путешествуют как единая экспозиция. Все литографии – серии Limited Edition, то есть напечатаны по 25 или 50 экземпляров и все подписаны художником. Именно, чтобы избежать фальшивок, куратор выставки не выставляет литографии Дали, датированные после 1981-го года. Еще при жизни художника по миру начались расходиться фальшивки. Их на выставке нет. Выставлены только те работы, что Дали создал при жизни. Эту часть выставки устанавливала бригада кураторов из Аргентины.
Центральная часть выставки – работы во всех техниках, развешанные и расставленные по хронологическому принципу и по циклам. Стоит обратить внимание на “еврейские” серии Дали – циклы литографий “Алия”, “Двенадцать колен Израиля”, посвященный двадцатипятилетию еврейского государства; гравюры к “Песне песней”; гравюры “Наши Пророки”. Большинство этих работ создано художником между 1950-ми и 1980-ми годами. Поражает и серия медалей на еврейские темы: медали помещены в особые стеклянные лупы на постаментах – так, что можно разглядеть все детали. Огромные 5-метровые скульптуры, ряд скульптур-статуэток, рисунки разных периодов творчества, иллюстрации. Этой частью выставки занималась бригада из Испании, а освещение устанавливали итальянские специалисты.
Третья часть выставки (претендующая на отдельное событие) – редкие фотографии Галы и Дали, сделанные их секретарем Энрике Сабатером в период с 1968 по 1981-й год. Он и стал куратором этой выставки (как и многих других выставок в мире, посвященных Дали), а его сын Джоди Сабатер лично приехал в Хайфу и проследил за развеской и установкой всех экспонатов. Центральная часть экспозиции базируется на личной коллекции Сабатера из 200 работ Дали. Остальные работы привезены из различных музеев мира и из частных собраний от Парижа до Южной Америки.
На выставке также экспонируется и предлагается к продаже (за 5000 долларов) уникальная книга “Obres de Museu”, выпущенная тиражом всего в 500 экземпляров при жизни Дали. Эту книгу в соавторстве с Дали написал знаменитый каталонский писатель Жузеп Пла, а рассказывается в ней о любви, творчестве, вдохновении и жизни Дали и Галы, чей бронзовый скульптурный портрет врезан в обложку этот 18-килограммовго фолианта. В книге – 22 цветные литографии и 60 репродукций рисунков Дали. Кстати говоря, Жузеп Пла почитаем и в Каталонии и во всей Испании, где в 1994-м году была отчеканена монета достоинств в 5 экю с его портретом.
Выставка продлится всего до 6 апреля – так недолго, потому что таковы условия страховки. На этой выставке установлена специальная система наблюдения, привезенная из США, и охраняет ее беспрецедентное для такого мероприятия количество охранников. Выставку готовили полтора года и на последнем этапе ее организацией занимались 120 человек.
Общая стоимость работ на выставке – более 60 миллионов. Некоторые работы, предоставленные частными коллекционерами, предлагаются к продаже, которая проходит по принципу галереи, а не аукциона, то есть по заранее установленной фиксированной цене. Уже продан ряд литографий стоимостью от 3000 шекелей и выше и несколько небольших скульптур стоимостью 20.000 евро. На выставке можно также приобрести некоторые литографии из “еврейской” серии. Самое дорогое произведение, выставленное на продажу на этой выставке – картина “Слуга учеников в Эммаусе”, оцениваемая в 2,4 миллиона евро.
Еще до открытия выставки в рамках предварительной продажи было приобретено около 40.000 билетов – интерес к Дали в Израиле огромный.
Напечатан 300-страничный каталог на двух языках (иврит и английский).
Можно приобрести электронные билеты: на ваш мобильный телефон будет послан штрих-код и вы сможете пройти на выставку, показав на входе штрих-код на экране телефона. Время входа на выставку – фиксированное, каждые 2 часа, начиная с 10 утра. Время пребывания – не ограничено. Посетителям разрешается фотографировать, но без вспышки.
Выставка “Дали: взгляд гения” будет проходить до 6 апреля 2013 года в Центре Конгрессов в Хайфе. Билеты в предварительной продаже можно приобрести по телефону * 5151 или в кассе “Браво”.
Сайт выставки – www.daliexpo.co.il
Маша Хинич. Все иллюстрации предоставлены организаторами выставки – Galim Productions
Одним из доказательств влияния Дали на современную культуру стал мультфильм, законченный в 2003-м году, а начатый в 1946-м, когда Дисней попросил Дали нарисовать мультфильм, который был бы воплощением идеи сюрреализма. Сальвадор Дали, приглашенный в Голливуд, начал работать над мультфильмом вместе с аниматором Джоном Хенчом в феврале 1946 года. В основу была положена популярная в то время песня “Судьба”. Дали увлекся работой над проблемами предопределенности судьбы.