“Танцевать – значит утверждать”
Джеймс Браун, знаменитый американский музыкант и певец
Необычные люди, всегда сверяющие свои жесты и повороты, свои прыжки и арабески с зеркалом, как с волшебным окном в мир совершенства. Идущие вперед говорящим шагом, плывущие на пуантах, живущие в своем мире и передающие его красоту в наш. Люди, всегда укрощающие собственное «я» и собственное тело. Я говорю о людях балета. О тех, кто знает: этому миру необходима красота. Просто, как воздух. Недавно фотограф Джордан Мэттер осуществил особый творческий проект: он снимал людей балета на узорчатых перилах мостов, возле знаменитых соборов, у витрин с авторитарной рекламой, на снегу… Парящие, грациозные, прекрасные, они на снимках Мэттера венчают телефонную будку и взрывают тьму столичного ночного города тонкими чистыми лучами красивых тел. Глядя на такое тело, очищаешь мысли от суеты и понимаешь: именно это есть главная драгоценность искусства – человек. И дворцы не затемнят его живую красу…
Я смотрю на свою героиню. Балерину и педагога, элегантную Нину Гершман. В ней так явно и одухотворенно запечатлелась профессия, что понятно, почему она была одной из самых ярких солисток Израильского балета за всю его историю. Удостоена многих наград и титулов. Ей требовательная, строгая основательница Израильского балета Берта Ямпольски посвятила спектакль «Ни-На», а недавно Нине Гершман вручили премию министерства абсорбции, премию, которая носит имя Юрия Штерна. Уже три года Нина возглавляет балетную школу Израильского балета. И с декабря 2016 года является художественным руководителем труппы Израильского балета.
На разных этапах нашего знакомства мы беседовали в разных ситуациях, в связи с различными поводами – накануне премьеры, после поездки в Торонто на грандиозную программу «Звезды ХХI века», а вот в ранге художественного руководителя Израильского балета я вижу Нину Гершман впервые. Новое лицо руководителя главного классического балета страны, новые спектакли, явление на балетной сцене легендарной Эдит Пиаф в постановке «PIAF» – вот, о чем мы повели разговор.
– Итак, как вы пришли в этот кабинет, в это кресло?
– Да я в кабинете почти не бываю – то уроки, то репетиции. Все шло постепенно: я была заместителем худрука, когда им был Идо Тадмор. Потом была со-руководителем (вместе с Мате Морайи). Момент, когда я стала худруком, совпал для меня с прекрасным событием творческой жизни – я ставила новую редакцию шедевра Мариуса Петипа «Спящая красавица». Этот балет – мечта всей моей жизни. Мое очарование, мой восторг. С того момента, когда я маленькой девочкой увидела по телевизору «Спящую» на сцене Мариинского театра. С Ириной Колпаковой в главной партии…
– …вы же однофамильцы…
– Да, моя девичья фамилия – Колпакова. И это на меня, наверное, тоже повлияло.
– «Спящая красавица» – масштабный спектакль, так его задумал Петипа. Как вам удалось соотнести первоисточник с реалиями нашей страны? В чем была ваша главная задача?
– Мы, безусловно, должны считаться с тем, что труппа Израильского балета не велика. И наша публика не приучена смотреть длинные балеты, нет традиции. Да и зрители, в основном – дети. Моей задачей было сделать балет, который длится полтора часа, но при этом не расплескать красоту гениального создания Петипа. Кажется, получился красивый спектакль.
– Есть ваша личная линия трактовки образов?
– Я всегда не очень понимала спектакли, в которых фею Карабос танцует мужчина. Даже многие знаменитые танцовщики выходили в этой партии. И всегда подчеркивали, что она ужасная, уродливая, чудище такое. А я думаю, что правильнее, когда Карабос танцует балерина, и когда она вполне хороша собой. Ведь она фея, зачем ей пугать своим видом? Я видела фильм-балет, в котором Карабос танцевала Наталья Дудинская, и это было прекрасно, там редакция Константина Сергеева, и в начале, в прологе появляется фея Карабос, силы зла сообщают о себе, а потом появляется фея Сирени, и, понятно, что победа будет за силами добра… Мы в своем спектакле тоже так сделали…
– Вы довольны результатом?
– Спектакль получился красивый, с очень качественным светом, с прекрасными костюмами. Мне кажется, мы показали, обозначили ту высоту, тот уровень настоящего классического балета, который и требуется, чтобы увлечь, очаровать зрителя, дать ему манящее балетное блюдо. В зале, возможно, сидят такие же девочки, какой была я, когда влюбилась в этот спектакль на всю жизнь…
– Есть у меня такой вопрос: а почему вашим кумиром в партии Авроры стала именно Колпакова? Разве Максимова не была лиричнее, одухотвореннее?
– Я увидела «Спящую» в шесть лет. И она меня перевернула, заворожила. Ирина Колпаковав была в самом расцвете… А Максимова – она, я думаю, опередила свое время, вообще, сказала новое слово в балете, свое, совершенно особое слово. А если говорить о нашем спектакле, то мне кажется важным продолжить традицию русской балетной школы, Вагановской академии и выводить на сцену учениц, девочек, которые учатся в нашей школе. Они набираются опыта, видят старших товарищей на сцене, глубже вникают в профессию.
– Высокая, эталонная классика балета, вся эта совершенно божественная чистота линий – и рядом ваша новая работа – спектакль «PIAF», балет в честь великой француженки, тем более странный, что речь о певице, я бы еще поняла, если бы это был рассказ о Кшесинской, Тальони, Гран, Дункан…
– …но именно в этом и заключена сила балета, его магия – танцем можно рассказать обо всем! Пластика, драматургия тела, танец – сильнейшие и универсальные выразительные средства. Мир помнит и любит песни Эдит Пиаф, ее трагичная, яркая, взрывная жизнь всегда представляет неизменный интерес, Пиаф – пример для любого творческого человека, она бесконечна… Пиаф нужна всем, и наша Пиаф танцует!
– Как возникла идея, и как шла работа над спектаклем?
– Автор идеи, инициатор проекта – знаменитый танцовщик, мировой авторитет, в недавнем прошлом худрук Израильского балета Идо Тадмор. Он предложил нам для ежегодного израильского фестиваля искусств «Авив» поставить новый спектакль, посотрудничать с итальянским хореографом Мауро Астольфи. У Астольфи – очень хороший послужной список, он создал в Италии труппу Spell Bound Dance Company («Очарованный танец»), много и с успехом преподает и ставит. Астольфи сказал, что можно сделать спектакль о Пиаф. Работа была очень трудной, очень интересной. Мауро взял песни Пиаф, соединил их для того, чтобы передать состояние души с музыкой Арво Пярта и Филиппа Гласса. Он уважительно и серьезно работал с нашими артистами. Я как-то наблюдала после репетиции «PIAF», когда ребята должны были быстро перестроиться, репетировать классику – он смотрел на них с огромным интересом, очень одобрительно. Я видела его восхищение. «PIAF» они репетировали в носках – а тут встали на пуанты, и вдруг перенеслись в другой эстетический, эмоциональный мир…
Фотография © Ирены Ташлицкой
– Мы же всегда знаем, что балетные, классические танцовщики могут с успехом танцевать модерн, а артисты, не получившие специальной подготовки, классику: вариации Китри, Солора, Авроры, Дезире станцевать не смогут. Кто же смог воплотить образ Пиаф в балете?
– Наша Лена Розенберг! Она очень яркая, интересная танцовщица, талантливая актриса. Ей высота и накал чувств Пиаф оказались близки. Она истинная Пиаф!
– Мне доводилось интервьюировать Лену Розенберг. Она удивительно многогранный, очень своеобразный человек, ее интересы не ограничиваются балетом, она неординарно мыслит, такие люди, такие артисты не часто встречаются…
– … и в спектакле о Пиаф воплотились очень важные и оригинальные черты ее личности…
– Как работает Мауро Астольфи?
– Его метод, его приемы работы напоминают живопись импрессионистов. Вблизи видны мелкие мазки, штрихи, общая картина выявляется, когда чуть отступаешь. Он сначала ставил и репетировал без музыки. Потом ввел музыку, и все срослось, совпало, возникло древо будущего спектакля. В постановке заняты такие наши солисты, как Людвиг Испирян, Владимир Дорохин, Леор Хорев, Ноа Коэн. На аккордеоне играет в спектакле Салит Лахав. Поют две девочки, номинантки музыкального проекта «Музыкальная школа» Рони Мадуал и Лиан Биран. Премьера на фестивале «Авив» в Ришон ле-Ционе состоялась. Впереди спектакли в Тель-Авиве (6 июня, зал Израильской оперы) и 11 июня в Хайфе (зал «Аудиториум»).
– О чем вы мечтаете? Что в ваших планах? Куда пойдет Израильский балет?
– Я мечтаю о многом, многого бы хотела. Хотела бы, чтобы у нас возникли и «Онегин», и «Манон», и «Дама с камелиями», и балеты Баланчина…
– Что же мешает?
-Дорого купить права на постановку. Это сегодня очень непросто. Без помощи, без дотации балету не выжить. И это страна должна понимать…
– Кто-то из государственных чиновников, министр культуры была на ваших спектаклях?
– Нет, насколько мне известно, нет. Пока не были.
– Ваши дети не танцуют?
– Нет, возможно, это их счастье… Дочка служит в армии, сын еще школьник. Дочь, видимо будет врачом, как папа. Я вполне довольна, что не лишила детей детства.
– Как проводит досуг худрук Израильского балета Нина Гершман? Что она себе покупает, чтобы поднять настроение?
– Я стараюсь смотреть все, что касается танца, балета. На досуге мы с мужем ходим на спектакли российских приезжих театров. Мы любим театр, и нам его не хватает такого, к которому привыкли. Ходим в кино на премьеры. С детьми. Покупаю я себе одежду в стиле «спортивно-элегантный». Блузки, сумки¸ пиджаки. Недавно мы были за границей, и я купила себе шляпу, с большими полями, с элементами соломки – во французском стиле. Видимо, Пиаф меня вдохновила. И я очень люблю красивую посуду. Мне нравится ставить на стол элегантные, подходящие к облику, атмосфере, эстетике дома вещи. И вот еще: мы ездили в Голландию, и пошли там на балет «Баядерка». Я мечтаю этот дивный балет поставить для наших артистов. В Голландии был хороший спектакль. А я сидела и думала: мои танцовщики не хуже, пожалуй…
Беседовала Инна Шейхатович
6 июня, вторник, 21:00 – торжественная премьера на сцене Оперного театре им. Шломо Лахата, в зале Израильской оперы.
Заказ билетов в кассе «Браво»
11 июня, воскресенье, 20:30 – Аудиториум, Хайфа.
Билеты: касса «Барак картисим» – 04-8377777
Сайт Израильского балета – http://www.iballet.co.il
Фотографии © Ирины Ташлицкой предоставлены Израильским балетом