Я решила оставить название выставки Эльдада Рафаэли в галерее StairCase Gallery гостиницы «Ассамбляж» на Алленби, 48 в Тель-Авиве на английском: прикрываясь флёром чужеземного языка грязь, раздражение и стремление разрушать становятся едва ни не романтическими, хотя да – знаю, что на Алленби реставрируют дома, в том числе и дом 48, об истории которого рассказано ниже… Этот флёр романтизирует и фланирующую, снующую по делу и без толпу, становящейся похожей на массовку из старых черно-белых фильмов. Собственно, с кино надо начать: Day for Night, Ночь днем, или День, выдаваемый за ночь – это термин, описывающий дневные киносъемки, имитирующие ночь, то есть процесс, когда дневные сцены на открытом воздухе снимаются для фикции ночных съемок при помощи специальных фильтров (зрителям потом кажется, что действие разворачивается в темноте). На английском – Day for Night, на французском – «La Nuit américainе» – и так называется один из лучших фильмов Франсуа Трюффо, посвященный самому явлению кино, фильм о кино. Как создаётся кино? Почему мы видим на экране именно то, что видим? Кто стоит за кадром, кто тянет за ниточки, чтобы фильм была создан? Все эти вопросы, можно задать и обсуждая фотографию в целом и фотографии Эльдада Рафаэля . Можно рассматривать фотографию секунду, можно часами; зачастую подготовка к съёмке ведется месяцами, хотя иногда мгновенный снимок перечёркивает все долгие предварительные усилия. В «La Nuit américainе» Франсуа Трюффо показывает закулисье съемочного процесса, при этом магия кино не исчезает. Магия фотографии – особенно черно -белой фотографии – также не исчезает, даже если четко осознаешь: вот он – штатив, камера, задумка, герои.. Это реальность, псевдо-документалистика, аттракцион, фиксация или игра? В эпоху немого кино, когда слабая чувствительность киноплёнки не позволяла производить съёмку ночью, кинематографисты, выдавали день за ночь, белое – за чёрное, придуманное – за настоящее… А что сейчас, когда камеры сверхчувствительны, фиксируя всё и вся?
Эльдад Рафаэли – израильский художник, фотограф и куратор (под его кураторством проходили такие «громкие» супер-выставки как World Press Photo и PHOTO IS:RAEL). Рафаэли хорошо известен, благодаря своему вкладу в израильской фотографии и ее развитие, и благодаря тому, что он пытается составить сложные паттерны-наблюдения в художественно-фотографической форме. Французский фотограф и член Magnum Photos Жиль Пересс так отзывается об Эльдаде Рафаэли: «Если вы действительно хотите встретиться с Эльдадом, вам придется исследовать бескрайнее, запредельное – мир, подобный темной стороне луны. Этот мир – противоположность того бледного места, которое мы называем «наш мир»».
Ого! Так что там в том мире – на Алленби на сей раз?
Основная часть работ на выставке Day for Night – Allenby, которая откроется 2 сентября в галерее гостиницы «Ассамбляж» – это сборник из нескольких серий: цикл документальных фотографий ночной жизни Тель-Авива (1997-1991), фотографий при дневном свете холмов и гор – природных возвышенностей (Sublime), фотографий фрагментов классической религиозной христианской живописи (серия 2018-2021 гг..), видео-работа 2019 года The Way to the High Mountain.
Вместе все эти фотографии и видео воссоздают новое – физическое и ментальное – наблюдение за пространством, временем и местом, зарисовки человеческой природы в «экзистенциалистском нигилистическом мире». То выражение, что взято в кавычки – это цитата из кураторского текста, а простыми словами говоря – это день как ночь, это моменты одиночества и постоянной тоски по любви.
А фотографии дикой природы – что означают они? Куратор выставки Нурит Таль-Тене утверждает, что это «архетипические образы, затрагивающие коллективное подсознательное, их бесконечная сила усиливает нашу малость и человеческое ничто». Возможно, но лучше, на мой взгляд, снова проще: бесконечная сила природы подчеркивает нашу суету (не всегда никчемную, вот ведь изобрели же отличные фотокамеры), и на снимках Эльдада Рафаэли это прекрасно передано – геологические пласты природы и пласты человеческой души.
А вот на фотографиях ночной жизни Тель-Авива 1990-х годов все, что под пластами безудержно рвется наружу: экстатическая, взрывная, радикальная культура того десятилетия, с облаками алкоголя, поисками себя, случайным сексом, провокационными взглядами и головокружительной электронной музыкой, буквально слышной на этих снимках. Журналист Дорон Халуц писал так: «1990-е годы вспоминаются как время, когда «экстаз» был не просто наркотиком, но и меткой поколения в жизни, музыке, моде и масс-культуре».
В те самые 1990-е годы Эльдад Рафаэли был не только фотографом, но и активным участником клубной сцены, включая клубы «Лимон» и «Розалинда» и основанного в 1994 году клуба «Алленби 58», где проводились самые развеселые вечеринки. Этот клуб был закрыт в 2000-м году, но до того стал успел стать центром молодежных социальных и культурных волнений того времени. В нем выступали ведущие ди-джеи из-за рубежа, благодаря «Алленби 58» Израиль стал котироваться на мировой клубной карте.
Вслед за клубами, вдруг – образы христианства искусства эпохи Возрождения, иконические символы, фигура Иисуса и молитвенные жесты – как напоминание о бренности, о роскоши, о смерти.
Нынешняя точка зрения Рафаэли позволяет по-другому взглянуть на ночные фотографии Тель-Авива 1990-х годов. Кстати, в 1994 году, за те ночные фотографии Рафаэли был удостоен «Премии молодому художнику» и «Клубная серия» была представлена в рамках коллективной выставки в Тель-Авивском музее искусств в том же 1994 году.
А что же само здание – нынешняя гостиница «Ассамбляж»? А вот что: здание это историческое, то есть полагается сразу написать – уникальное… Раньше в нем располагались офисы Еврейского национального фонда (Керен Каемет), в свое время над коммерческими пространствами были спланированы жилые помещения. Построено, скорее всего, в 1925 году. Запись о подаче заявки на разрешение строительства не сохранилась, архитектор, спроектировавший этот дом, неизвестен. Однако, поскольку здания не было видно на аэрофотоснимках, сделанных в 1924 году, но были найдены записи о запросах на изменения в его конструкции 1926 года, предполагается, что постройка относится к 1925 году. На сайте гостиницы можно увидеть старый снимок здания, а вот посмотреть, как оно выглядит сегодня – проще простого: либо пройтись по Алленби, либо прийти на выставку, которая откроется вечером в четверг 2 сентября.
Часы работы: с понедельника по четверг с 11:00 до 17:00, по пятницам и субботам – с 11.00 до 14.00.
Сайт гостиницы – https://assemblageboutiquehotel.com/
Страница Эльдада Рафаэли в фейбуке – https://www.facebook.com/profile.php?id=753579813
Сайт Эльдада Рафаэли – http://eldadrafaeli.co.il/
Маша Хинич. Все фотографии (© Эльдад Рафаэли) предоставлены куратором выставки Нурит Таль-Тене