fbpx
Выставки

 «Демократии». Имеет ли власть над нами власть?

Если какое-то время – месяцев 8-9 назад – чтение новостей было просто чтением новостей, занятием неприятным, но размеренным, привычным и даже где-то обязательным для тех, кто пытался не скатиться в социопатию. Сейчас же чтение новостей напоминает схему хаотического движения амебы: вправо – влево – вниз – на север, в сторону, резкий поворот – затейливый виток – сразу во всех направлениях – оттуда и отсюда. Частота появления противоречащих здравому смыслу заголовков не поддается отслеживанию, как и бесконечные споры, электронное рукоприкладство, выяснение отношений и вообще жизни по понятиям, в том числе и по понятиям демократии.
«Демократии» – так называется видео-выставка в Тель-Авивском музее искусств. Именно так – во множественном числе, как то задумал 54-летний Артур Жмиевский – художник-провокатор, радикал, циник, режиссер, публицист, фотограф, скульптор, куратор и один из самых знаменитых представителей польского критического искусства. Свои «Демократии» он довел до числа 35, и показывает 35 роликов, снятых между 2007-м и 2012-м годами в Рамалле, Берлине, Мадриде, Иерусалиме Варшаве, Белфасте, Карраре, Билине, продолжительностью от 4 до 21 минуты на 35 экранах, но Тель-Авивский музей пошел своим путем, объединив все видео в один длинный фильм, одноканальное видео, растянутое на 4 часа и 45 минут, на одном экране, перед которым можно усесться в полутемном зале, посмотреть, подремать, проснуться, снова начать смотреть и погрузиться в мир «Демократий», стараясь уловить, что же входит в наше время в это понятие, или в эти понятия? У каждого, судя по происходящему на планете, свои демократии.

Конечно, Жмиевский  – провокатор. Может из-за желания позировать, порисоваться, а может из-за желания принести справедливость обездоленным. Или из-за желания разобраться в том, что такое современное искусство и насколько оно вмешивается или влияет на политические игры. Насколько оно – искусство – абсурдно и свободно, насколько воздействует на действительность, отталкивается от реальности или определяет ее. И насколько интересно – но об этом Жмиевский иногда забывает, впрочем, зритель зрителю рознь, и интересы у всех разные.

Артур Жмиевский был куратором 7-й Берлинской биеннале в 2012-м году, участником «Манифесты-4», «Документы-12», 51-й Венецианской биеннале в 2005-м, где представлял Польшу в национальном павильоне. А еще он – выпускник факультета скульптуры Академии изящных искусств в Варшаве, автор и арт-редактор польского журнала «Политическая критика» (Krytyka Polityczna), участник множества групповых и персональных выставок, лауреат престижной премии Ordway Prize за 2010 год. Жмиевский, как уже понятно, радетель политического искусства. В искусстве Жмиевский видит фактор влияния на общественную жизнь с той лишь оговоркой, что «Слово искусство я беру в кавычки, поскольку лишь форма отличает эту область от других сфер людской активности. Искусство не лучше промышленности: оно производит предметы с ограниченным сроком действия: машины ржавеют, а из предметов искусства выветривается смысл. А может, не столько смысл, сколько необходимость существования. Сегодня я не создаю скульптуры – я создаю фильмы – мир слишком сложен для скульптуры. Начинаешь фотографировать, и понимаешь, что скульптура не поспевает. Фотография и кино ликвидировали во мне веру в возможности скульптуры, высмеяли ее. Я снимаю спровоцированные, запущенные мною в движение ситуации», – объясняет он.

Думаю, что на Бальфур он бы чувствовал себя прекрасно. Но пока что он – в музее. Большинство его видео-работ – постановочные, срежиссированные. Жмиевский моделирует ситуации, наблюдает за реакцией. С «Демократиями» – иначе, все видео-ролики сняты на месте «вживую», реальны и потому и напоминают новости на телеканалах. На сей раз не Артур Жмиевский определяет реальность, вмешиваясь в происходящее, а сама реальность задает тон, ритм, цвет, пространство его работе.

За исключением двух отрывков в «Демократиях», когда Артур Жмиевский воссоздает и снимает сцены восстания в Варшаве в 1944 года, все остальные видео – это готовые ситуации: демонстрации, протесты, религиозные шествия, похороны, политические собрания. Фактически все, что подпадает под определение массовые собрания в общественных местах (больше 20 человек – то было до карантинных правил). Причины собраний/демонстраций – да какие угодно, не обязательно Биби, коронавирус или химчистка: национализм, религия, свобода и анархия; протесты против оккупации, протесты против абортов, похороны последнего лидера восстания в Варшавском гетто и похороны лидера австрийских правых; толпа футбольных фанатов, церемония поминовения и т.д.

Тысячи и тысячи людей проходят по экрану, участвуя в ритуалах, известных каждому, кто когда-либо был на массовом собрании: вместе маршируют, размахивают флагами и плакатами, выкрикивают лозунги, поют, танцуют, исполняют музыку. Они радуются, ругаются, бегают, провоцируют. Они сталкиваются с польской, немецкой, израильской или английской полицией, которая делает то же, что и полиция всего мира в таких случаях: блюдут пустые выражения лиц, держат дубинки, пытаются поддерживать порядок и сдерживать столкновения. И над всем этим парит лозунг, точнее заголовок  -«Демократии».

А действительно ли это демократии? Десятки отснятых событий сливаются в одну мега-демонстрацию, потрясающую и пугающую, завораживающую и повторяющуюся, вызывающую одновременно пессимизм и надежду. Что же можно выразить во имя демократии? Можно идентифицировать себя с демонстрациями, можно избегать их; приветствовать или роптать. Так или не так, но в видео «Демократии» в течение почти пяти часов десятки отснятых событий срастаются в зрелище завораживающее, пугающее и повторяющееся в превосходной степени, в групповой эксперимент с непредсказуемым эффектом, в гигантскую метафору. Пробудившиеся зрители обнаруживают себя внутри этой метафоры. Они выходят на улицу – и продолжают оставаться в ней. Времена–то настали метафорические, переосмысляющие отношение искусства с обществом, отношения людей с обществом, отношения людей друг с другом. Это по-прежнему искусство? Возможен ли диалог с искусством, имеет ли он смысл? Да какая уже разница? В году 2020-м такие вопросы не важны.

******

«Демократии». Куратор: Рут Директор. Выставка продлится до 28 ноября 2020 года.

Сайт Тель-Авивского музея искусств http://www.tamuseum.com
https://www.tamuseum.org.il/en/exhibition/artur-zmijewski-democracies-2009/

Маша Хинич. Фотографии предоставлены пресс-службой Тель-Авивского музея искусств с разрешения художника и галереи Питера Килхмана, Цюрих.

 

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com