В ноябре израильских поклонников современного театра, а также вечных муз – Мельпомены и Талии, ждет встреча с необыкновенной постановкой, совместившей в себе классический сюжет, постмодернистскую иронию, вечную тему любви и ревности и новую режисссуру. Спектакль-фарс «Дон Джованни» по пьесе Дона Нигро, в постановке Виктора Шамирова и с Гошей Куценко в главной роли.
В анамнезе подавляющего большинства творческих людей советского и постсоветского пространства обязательно найдется какой-нибудь инженерный институт. Вдаваться в причины и истоки этого явления мы не будем, лишь удостоверимся, что Виктор Шамиров точно ложится на экспериментальную кривую: свой путь к знаниям и творческим звездам он начинал через тернии Ростовского университета, а именно механико-математического факультета, отделение прикладной математики. Также в «истории болезни» (в данном случае – театром) обязательным элементом присутствует студенческий театральный коллектив. Обнаруживается он и в нашем конкретном случае: на репетициях студента Шамирова видели чаще, чем на лекциях по тензорному исчислению и удовольствия от первых он получал неизмеримо больше, чем от вторых. Посему – математика хоть и царица всех наук, но поскольку искусство требует жертв, то в ГИТИС Шамиров поступил не сразу, а только в 26 лет, когда побыв «и кочегаром, и плотником», пламенной страсти к театру не утратил, за что и был принят на курс Марка Захарова и закончил театральный вуз с дипломом: «режиссер драматического театра». При этом его первая московская работа оказалась актерской: Иосиф Райхельгауз, знаменитый режиссер знаменитой «Школы современной пьесы» видел в роли Треплева только Шамирова. В том был двойной умысел: Райхельгауз решил, что эту роль должен играть тоже режиссер, который внутри спектакля сделает собственную постановку пьесы Треплева. Шамиров для этого подходил идеально.
Сегодня Виктор Шамиров – не только один из самых известных московских театральных и кинорежиссеров, но еще и один из самых эпатажных, необычных, и провокационных режиссеров, один из самых востребованных людей театра и кино.
Как любой творческий «хулиган», Шамиров, подобно опытному огранщику алмазов, может высветить и придать необычайный блеск даже самым классически-заезженным сюжетам, какими бы гениальными они не были. Один из ярких примеров – история про искусного, безжалостного, хладнокровного, ненасытного обольстителя Дон Жуана, без тени сожаления разбившего сотни женских сердец. Впервые этот вечный образ появился в 17-м веке в пьесе Тирсо де Молина – испанского драматурга и монаха по совместительству. Почин испанца с удовольствием подхватили, продолжили и углубили народные сцены Италии, превратив тяжелую трагедию в откровенный задиристый фарс (о, этот национальный характер! Никуда от него не скрыться!) Еще через несколько лет сюжет перекочевал на сцены Франции, где Мольер – недаром ведь француз, привнес в сюжет немалую толику куртуазности. Легким движением гусиного пера Мольер вымарал из пьесы и мрачный испанский клерикализм и безалаберный итальянский комизм. После Мольера сюжет окончательно пошел по рукам: каждый автор, актер и режиссер привносил в образ что-то свое. Про Дон Жуана писали Самора, Гольдони, Гофман, Байрон, Мериме, Пушкин и даже однофамилец «зеркала революции» граф Алексей Константинович Толстой (просьба со Львом Николаевичем не путать!). Музыку этот вечный ловелас тоже не оставил пристальным вниманием и жемчужиной в этой короне – несомненно опера Моцарта.
Разумеется, лукавый озорник Шамиров не мог пройти мимо такого богатого материала. В 1996-м году Шамиров уже брался за Дон Жуана, поставив пьесу по произведению Толстого (Алексея Константиновича). На исходе второго десятилетия 21 века, когда стилистика, стиль, ритм и темп жизни невероятно изменились, нужен новый драматургический язык. Взяв в качестве ингредиентов классику знаменитого австрийца «Don Giovanni ossia Il dissoluto punito» («Дон Жуан, или Наказанный развратник») и постмодернистское переложение сюжета популярным американским драматургом Доном Нигро (по-происхождению – итальянца, вот ведь какое совпадение!), а именно пьесу «Дон Джованни», Шамиров поколдовал и сварил волшебное зелье: спектакль-фарс «Дон Джованни». История знаменитого сердцееда описана в пьесе во фривольной бродвейской манере, с шуточками-прибауточками на грани фола, что очень близко не идущему проторенными дорогами режиссеру Шамирову. Потому не случайно в главной роли – органично вписавшийся в нее еще один сценический хулиган: Гоша Куценко, давний творческий соратник Шамирова.
«Дон Джованни» – спектакль про вечные ценности и вечные людские метания: любовь и ненависть, верность и дружбу, вероломство и предательство, быт и бытие. Великолепная постановка, звездный актерский состав, неожиданные драматургические ходы и режиссерские находки рассчитаны на людей с отточенным чувством юмора, любящим театра и готовым увидеть новое в самом обыденном и привычном!
«Дон Джованни», в ноябре 2017, в Израиле
Роли исполняют звезды театра и кино:
Дон Джованни – Гоша Куценко, заслуженный артист России
Лепорелло, его слуга – Александр Самойленко
Донна Анна, дочь командора – Мари Ворожи
Церлина, служанка Донны Анны – Елена Моисеева
Командор, отец донны Анны – Александр Андриенко
Казанова и командор – Александр Андриенко
Донна Эльвира – Наталья Щукина, заслуженная артистка России
Тель-Авив, Театр Гешер, 19 ноября 2017, воскресенье, 20:00
Ашдод, Центр сценических искусств, 20 ноября 2017, понедельник, 20:00
Нетания, Гейхал ха-Тарбут, 21 ноября 2017, вторник, 20:00
Петах-Тиква, Гейхал ха-Тарбут, 22 ноября 2017, среда, 20:00
Кирьят-Хаим, Театрон ха-Цафон, 23 ноября 2017, четверг, 20:00
Нацерет-Илит, матнас «Беркович», 24 ноября 2017, пятница, 19:00
Кармиэль, Гейхал ха-Тарбут, 25 ноября 2017, суббота, 19:00
Заказ билетов на сайте организаторов гастролей – компании RestInternational.
Линк на видео: https://www.youtube.com/watch?v=DlkI5b1icqo
Фотографии © Мария Перекатова предоставлены компанией RestInternational.