В 70-х годах 20-го века на карте израильского искусства появился кибуц Нирим, расположенный в северо-западной части пустыни Негев, рядом с сектором Газа. Это произошло благодаря члену кибуца Дову Геллеру – выдающемуся представителю концептуального направления искусства тех лет. В 90-х годах Геллер организовал в кибуце Нирим мастерскую гравюры, которая на протяжении многих лет привлекала художников всего Негева и даже центра страны, которые приезжали творить и представлять свои работы на выставке, открывавшейся ежегодно 1 мая.
На выставке «Странствия» в Художественном музее Негева собраны работы последних двадцати пяти лет, с особым вниманием к работам, выполненным в различных техниках художественной печати, созданным Геллером с начала нового тысячелетия в Иерусалимской мастерской художественной печати, и к сопутствующим рисункам.
Дов (Давале) Геллер родился в 1937 году, в Бухаресте, в Румынии. Его родители репатриировались в Израиль на корабле нелегальных эмигрантов «Астир» в 1939 году. Этот путь занял у них три месяца, а их маленький сын остался в доме своей тети в Бухаресте, где рос во время Второй мировой войны. Только в 1949 году, в возрасте 12 лет, Дов репатриировался в Израиль и воссоединился со своей семьей. Этот необычный раздел биографии Геллера стал в последние десятилетия центральной темой его творчества, особенно в сериях «Примавера», «Мама любила кино» и «В обнимку», представленных на данной выставке. Несмотря на биографический контекст, рисунки и работы, выполненные в различных печатных техниках, не несут повествовательный характер. Они представляют собой несколько символических образов, повторяющихся в различных сочетаниях и созданных как бы в наивном стиле: корабль, флаг, птица, почтовая открытка – объекты, символизирующие движение, странствия и путешествия по воздуху и морю. К ним добавляются изображения людей, своего рода портреты, и слова, написанные в основном на румынском – в качестве подписей или звукового сопровождения изображений. В сериях «Бугенвиль» и «Вади-Салка» прослеживается сходство с местным ландшафтом, посредством изображений шестигранного колодца, растения, корзины или миски с фруктами, местного животного.
История семьи художника, в особенности темы эмиграции, разлуки, идеалов и мечтаний, образы природы и сельского хозяйства слились впоследствии с вопросами жизни и смерти других людей, составляющих историю этого места. В серии офортов «Тель-Джема» – холм через реку Ха-Басур, с остатками древних поселений, где было расположение египетской армии в 1948 году – Геллер затрагивает историю двух палестинских женщин, матери и дочери, убитых силами ЦАХАЛа во время операции «Литой свинец» в 2009 году. С помощью их истории он раскрывает тему травмы войны с обеих сторон, как общую трагедию. Жертвам поколения Войны за независимость Геллер посвятил серию «Царь Соломон», в центре которой образ молодого бойца Пальмаха, убитого в бою с египетской армией в Бейт-Эшель, недалеко от Беэр-Шевы.
Завершает выставку скульптурная инсталляция «Водораздел», воссозданная специально для этой выставки и посвященная теме, занимавшей Геллера в течение многих лет: вода, которая была и до сих пор остается вопросом существования в нашем регионе.
Часы работы Художественном музее Негева:
Понедельник, вторник, четверг – с 10:00 до 16:00
Среда – с 12:00 до 19:00
Пятница и суббота – с 10:00 до 14:00
По воскресеньям музей закрыт.
ул. Ха-Ацмаут, 60, Беэр-Шева
тел.: 08-6993535
По материалам пресс-релиза. Фото: Владимир Найхин