Московский кукольный театр «Тень» привозит в Иерусалим «Энциклопедию драконов»
С 6 по 10 августа в Иерусалиме пройдет 26-й Международный Иерусалимский фестиваль кукольных театров. Как принято писать и говорить – там будет все-все-все и всё-всё-всё (и это таки правда): проект Luuuuna Park, балаган, спектакли-билингвы, Pop-up курсы, концерты, музыкальные вечера, спектакли детские и взрослые, мастер-классы, спектакли про вещи, про книги, про людей и зверей. Всего – 27 спектаклей для детей, 14 для взрослых. Из общего количества спектаклей – 35 израильских и 6 из-за рубежа – из Каталонии, Италии, Германии, Румынии, Франции и Россию. И вот здесь остановимся: потому что из России, из Москвы, приезжает обласканный десятками фестивалей, наград и регалий (в том числе и десятью «Золотыми масками») театр «Тень» режиссеров Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума, представляющий 7 и 8 августа спектакль «Энциклопедия драконов» Большого Лиликанского театра, который – внимание! – длится всего 15 минут. Увидеть одновременно этот спектакль первого в России частного семейного театра смогут немного зрителей, и поэтому спектакль будет показываться два дня подряд – 7 и 8 августа, каждые 20 минут с 16:00 до 18:00 в помещении театра «Карон» (многолетнего зачинщика фестиваля) в Иерусалимском парке Ган ха-Паамон. Сам спектакль идет всего 15 минут, официально предназначен для детей от 6 до 12 лет, на деле – всем, кому небезразличны рыцари ростом в 6 сантиметров, что не мешает им победить огромных драконах, извергающих огонь.
Большой Лиликанский театр – это явление, придуманное Майей Краснопольский и Ильей Эпельбаумом, основателями и владельцами московского театра «Тень». Это самый маленький театр в мире, но известный в кукольном сообществе не меньше, чем «Большой» в – оперном. Кстати, в Лиликании главным видом искусства признан театр. («Лиликане – малоизвестный народ с далекого острова Миликар. Жизнь лиликан сильно отличается от привычной нам велипутской жизни (а нас лиликане называют «велипуты»). Конечно, коренное различие в нашем мироустройстве обусловлено тем, что в основании лиликанского общества лежит культура, а не что-нибудь другое»).
Сам же театр «Тень» был основан в 1988 году, и с тех пор Майя и Илья успели ипробовать самые разные форматы для своих спектаклей.. Сейчас в театре в основном идут спектакли кукольные. В малом зале (наверное, самом «малом» зале Москвы, он рассчитан на 5 зрителей) проходят гастроли «Большого Королевского Лиликанского театра», на большой сцене готовится к открытию «Кукольное Кафе», а культуру на дом доставляет «Скорая театральная помощь».
«Тень» – первый московский частный семейный театр – изначально был театром теней (название именно отсюда) и малых форм, миниатюрной версией визуального театра. У всех его спектаклей и проектов – один авторский дуэт: семейная пара Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская, увлеченных парадоксальностью и абсурдностью, нежелающие соблюдать правила и каноны. «Тень» по-своему (по-теневому) создает новую театральную условность (она же реальность), интерпретирует знакомые материалы – и это «по-своему» видно даже в названии проектов: «Балет бумажных теней»; спектакль-костер «Легенда о Тем-Лине»; спектакль-угощение «Щелкунчик»; спектакль-воспоминание об Испании из домика Чайковского в Клину «Парус» пионерский хэппенинг – съемки анимационного фильма «Красные шапочки»; «Гастроли Лиликанского Большого королевского театра драмы, оперы и балета в России»; моноспектакль-опера «Иоланта»; мистификация-«реконструкция» домашнего спектакля XIX века «П. И. Чайковский. Лебединое озеро. Опера». А самый первый спектакль назывался «Волшебная дудочка» и был поставлен в 1988 году – и уже тогда театр установил свой стандарт: продуманность каждого жеста, каждого шага, тщательно заполненные сантиметры пространства и секунды спектакля для считанных зрителей.
«Тень» отвергает жанровые или стилевые рамки и приветствует любой эксперимент. Каждый новый спектакль театра – это новый стиль, новые идеи, новые их воплощения – всегда неожиданные, серьезные, запутанные и забавные. Изменчивые, как тень. В спектаклях используются любые куклы – перчаточные, тростевые, марионетки; просто игрушки и домашняя утварь. На сценической площадке работают профессиональные актеры, вовлекая в игру зрителей от мала до велика. Каждый новый спектакль принципиально не похож на предыдущий.
Илья Эпельбаум по образованию – художник (Строгановское художественное училище), Майя – актриса театра кукол (курс актеров театра кукол Гнесинского училища). В театре «Тень» оба делают практически все: от административной работы до встречи зрителей; от оформления спектаклей до исполнения ролей; от изготовления декораций, кукол и реквизита до любых невероятных акций, необходимых каждому конкретному спектаклю. Однако главная деятельность Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской – мистификация и воплощение самых неожиданных идей. Основной принцип «Тени» – перевести на язык кукол все основные достижения человеческого искусства. К примеру, оперу или балет.
Со спектакля «Гастроли Большого Королевского Лиликанского театра» в театре «Тень» началась новая эра – эра мистификации. Ильей Эпельбаумом и Майей Краснопольской была придумана страна маленьких, но значительных человечков (потому-то они и называются не «лилипуты», а «лиликане»; а те, кто не может попасть внутрь театра и вынужден смотреть представление через окна, зовутся «велипутами»). Однако, неожиданно для авторов, часть зрителей отнеслась к слову «гастроли» совершенно серьезно. И потому крошечные куколки, разыгрывающие спектакль, обзавелись массой лиликанских предметов – от микроскопических бутербродов и пирожных в буфете театра «Тень» до официальной таблички у входа в театр: «Генеральное консульство королевства Лиликания».
Из идеи Лиликанского театра позже возник «Лиликанский Музей театральных идей». Проект предполагает возможность постановки в театре «Тень» любых спектаклей любыми режиссерами при единственном условии: продолжительность такого спектакля не должна превышать 15 минут. Первыми премьерами в рамках проекта Лиликанского Музея театральных идей стали «Мизантроп» Ж. -Б. Мольера в постановке Анатолия Васильева и авторский спектакль «Дождь после потопа» знаменитого итальянского сценариста и режиссера Тонино Гуэрра. Проект «Лиликанский Музей театральных идей» в 2002 был удостоен «Золотой Маски» в номинации «Новации». Театр «Тень» – участник более чем тридцати международных фестивалей театров кукол. Принимает активное участие во многих российских и международных театральных проектах. Еще в 1995 театр «Тень» организовал и провел в Москве первый в России международный Фестиваль Семейных театров.
Обратите внимание, что в этом году Международный Иерусалимский фестиваль кукольных театров пройдет в следующих залах и на новых площадках: комплекс театра «Хан», театр «Карон» («Вагончик»), «ИМКА» и «Бейт-Шмуэль», зал «Жерар Бахар» и студия «Ха-Зира ха-Бейн Тхумит» («Мультижанровая арена»). Все вышеперечисленные залы находятся в центре Иерусалима и от одного до другого несложно дойти пешком. Фестиваль, как и все предыдущие годы, организован иерусалимским театром «Карон» («Вагончик»), которым руководит Далья Яффе-Мааян. Художественный руководитель фестиваля – Шахар Маром. Продюсеры – Яэль Маймони и Дани Фишоп.
Фестиваль пройдет в Иерусалиме с 6 по 10 августа. Все-все-все подробности, информация и заказ билетов по телефону 02-6232782 или на сайте http://www.traintheater.co.il/he/festival/2017
Обратите внимание что на сайте фестиваля можно посмотреть видео-ролики практически из всех спектаклей.
Сайт театра «Тень» – http://tttttttttt.ru/
Страница театра «Тень» в фейсбуке – https://www.facebook.com/theatretenj/
Линк на видео из спектакля «Энциклопедия драконов»: https://www.youtube.com/watch?v=7g-SkObzAGs
Все иллюстрации предоставлены администрацией 26-го Международного Иерусалимского фестиваля кукольных театров.
Страница в фейсбуке – https://www.facebook.com/trainthaeter/