fbpx
Выставки

Две выставки Авигдора Арихи

В Иерусалиме проходят две выставки, посвященные творчеству одного из самых значимых художников Израиля – Авигдора Ариха (1929-2010). В Музее Израиля – выставка графики “Сцены войны” ,  которая продлится до 31 января 2023 года, и еще одна ретроспективная выставка Арихи – “На линии” – проходит в галерее “Дуэк” в центре Мишкенот Шеананим и закроется через неделю, 9 сентября. Вход в галерею – свободный, открыто ежедневно с 10:00 до 20:00.
В пятницу 9.09.22 состоится торжественное закрытие с участием куратора выставки Даны Голан Миллер. Работы на выставке предоставлены коллекцией Дорона Сабага и отражают связь между коллекционером и художником, формировавшуюся на протяжении многих лет. На выставке “На линии” представлены картины, рисунки, литографии, а также автопортреты, портреты друзей (среди них – Сэмюэль Беккет и Йона Фишер), жены художника – американской поэтессы и переводчицы с французского Энн Эйтик, а также картины и рисунки пейзажей Тель-Авива, Парижа и Иерусалима — городов, между которыми Ариха проводил свое время.
Как-то неожиданно нашелся в сети документальный фильм об Арихе, снятый еще в 1992 английским режиссером   Патрисией Уитли. Еще   более неожиданно то,  что фильм идет с дубляжем на русском языке – https://www.youtube.com/watch?v=tXvW-d2VCKo.
Кстати, тем, кто любит изучить оперное либретто перед походом в оперу, советую почитать об Арихе: на русском языке полно информации. Удивительная судьба, удивительные работы.
Вот пара цитат.  В своей статье «Рисунок и взгляд» от 1966 года, Ариха писал: «Рисунок надо видеть вне смысла. Рисунок не надо читать. Он – не идеограмма. Рисунку не вменяется никакая функция или должность. Он не является материализацией и ничего из себя не представляет. Сам по себе рисунок – поверхность, а на ней – линии, формы, пятна краски в состоянии напряженности. Художник преобразовал эту поверхность и позволил ей быть организованной».
И еще: «Цель искусства — не украшать, как орнамент, не документировать, создавая образ. Оно рождается из глубокой необходимости сохранить пережитое».
https://www.mishkenot.org.il/he/company/a/duek/

АВИГДОР АРИХА. «СЦЕНЫ ВОЙНЫ».
Музей  Израиля в Иерусалиме.  1 августа 2022 г. – 31 января 2023 г.

Куратор: Нирит Шарон Дебель.
Сначала – несколько абзацев , переведенных с сайта музея https://www.imj.org.il/en/exhibitions/avigdor-arikha-scenes-war. Кто, кто   составляет эти тексты? Почему в них нет чувств и эмоций? Но факты есть и вот они:

Выставка «Сцены войны»  посвящена драматическому десятилетию в жизни  Авигдора Арихи (1929–2010), начиная с его первой встречой  с ужасами войны и Катастрофы во время Второй мировой войны,  позже – соприкосновением  со смертью, когда Ариха воевал в Войне за Независимость Израиля и еще позже – иллюстрациями к «чужой», далекой   войне.

Первые  «Сцены войны» – это  карандашные рисунки 1943 года, на которых Ариха запечатлел то, что он видел, будучи тринадцатилетним мальчиком в трудовом лагере в Приднестровье:  жуткие условия, в которых содержались заключенные, жестокое обращение, которому они подвергались, тяжкие испытания,  которым они подвергались.

Вторая части выставки –  гравюры на дереве, сделанные Арихой в Париже в 1950 году  – по следам его впечатлений во время Войны за Независимость. Ариха оказался в Эрец-Исраэль   пятнадцатилетним беженцем по программе «Молодежная алия» и был  отправлена ​​в кибуц Маале ха-Хамиша. Позже  он оказался  в формированиях «Хаганы» и принимал участие в охране конвоев на пути к осажденному Иерусалиму.

В третьей части выставки представлены иллюстрации Арихи к поэме Райнера Марии Рильке «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке», изданной в переводе на иврит в 1952 году издательством «Фарсис Букс». В поэме рассказывается  о  войну 17 века между монархией Габсбургов и Османской империей. В этих рисунках тушью, сделанных в Иерусалиме, военные переживания Арихи сублимированы в поэтические, виртуозные  и плавные изображения. По мере того, как его личная реальность войны отступала в прошлое, а   профессиональное мастерство росло, Ариха   наделять свои личные военные травмы новым художественным выражением.

Выше –  текст официальный. Ниже – другой

Авигдор Ариха – румынский еврей, израильский художник, житель Франции, человек мира. Он пробовал в живопии  все –   от фигуративности до абстракции, от ранней лирической манеры  до поздней  созерцательной. .

Толкований работ Арихи, рассказов вокруг них и историй, предшествующих той или ииной выставке – множество.  Ариха скаончался  в апреле 2010 года в Париже на 82-с году жизни. Но до смерти он трижды воскресал, пока болезнь не победила его. В первый раз он вернулся к жизни в концлагере. Второй раз – в 1948 году, после тяжелого ранения в Войне за Независимость Израиля. Третий – в 1970-е годы, когда после 8-летнего перерыва вновь вернулся в живописи.

Сам Ариха был неизменным героем своих портретов, отличающихся точностью и этикетом, столь свойственных его искусству и стилю его жизни в целом – дотошным и бескомпромиссным. Даже в разговорах он настаивал на подобающем этикете, должных титулах, точных словах. Отсутствие такого этикета в Израиле, который он покинул в пятидесятых годах, удручало художника, в современном мире ему не хватало точности и уважительного отношения к собеседнику, будь то в жизни или в искусстве. И потомкам в наследство он оставил точное искусство. В не меньшей мере ему была присуща ирония, и потому он нередко изображал себя в малоприглядном или смешном виде.

Одной  из послед них его прижизненных экспозиций  стали   иллюстрации Арихи к «Бродячему псу» Агнона,   выставлявшиеся в   в Иерусалиме  в  Доме Агнона («Бейт-Агнон»). Ариха успел принять участие в подготовке экспозиции «Бродячий пес», лично отобрав ряд иллюстраций – рисунки карандашом, гравюры на дереве, абстрактные работы, сделанные чернилами. Все вместе отображает несколько этапов и стилей его творчества. Эти иллюстрации были созданы для книги Агнона, изданной в 1960-м году ограниченным тиражом в издательстве “Таршиш” д-ром Моше Шпицером – весьма примечательной личностью, который дружил и с Агноном и с Авигдором Арихой, познакомил их и смог убедить одного заказать иллюстрации у другого. Когда Агнон решил издать отдельной книгой отрывки из романа “Тмоль Шильшом” («Вчера-позавчера»), повествующие о странствиях бродячего пса Балака по Иерусалиму, он решил что именно Ариха сможет проиллюстрировать рассказ о судьбе безродной собаки, кружащей по Иерусалиму.

Издание этой книги – это рассказ о том, как судьба свела трех примечательных личностей. Но этому должен предшествовать рассказ о судьбе Авигдора Арихи.

Авигдор Ариха (настоящая фамилия Длугач, Ариха – перевод родовой фамилии художника (широкий, просторный) на арамейский язык. Художник принял это новое имя после переезда в Палестину. Ариха – единственный израильский художник, снискавший в свое время международное признание за свою фигуративную живопись. В то – «свое» – время он был исключением, подтверждавшим правило, одним из самых ярких представителей современной израильской культуры. Он был человеком упрямым, смелым, талантливым, был и графиком и историком искусства, и во всем всегда – настоящим художником. Его талант был универсальным, в своих работах он создавал свой собственный мир,

Авигдор Ариха родился в 1929 году в местечке Радауты (Рэдэучи) на северо-востоке Румынии (Буковина) в немецкоязычной еврейской семье. Уже в детстве он проявил способности к рисованию. В 1941 году семью депортировали в нацистский лагерь смерти на Западную Украину, где позже погиб его отец. Авигдор выжил благодаря рисункам, которые сделал во время депортации, зарисовав происходящее и которые сумел показать представителям Красного Креста, посетившим лагерь в 1943 году (в 1971 семь этих рисунков были факсимильно изданы в Париже ограниченным тиражом). Его с сестрой освободили в 1944 году и переправили в Палестину, отец остался в концлагере и погиб.

Четыре года Ариха прожил в киббуце Маале а-Хамиша. В 1948 году Авигдор – член ПАЛЬМАХа – принимавший участие в Войне за Независимость, был тяжело ранен, провел несколько дней в коме. После войны, в 1946-1949 годах Ариха учился в израильской академии искусств «Бецалель». Подающему надежды студенту предоставили персональную стипендию, благодаря которой он смог продолжить обучение во Франции, в Школе изящных искусств в Париже, где изучал технику фресковой живописи.

В 1950-м году Ариха побывал в Италии, где увидел фрески Джотто, Мазаччо и Пьеро делла Франческа. Именно благодаря фрескам Ариха стал рисовать очень быстро – столько времени, сколько нужно штукатурке, чтобы высохнуть – день, два. Он стремился закончить рисунок при дневном свете, практически никогда не исправлял свои картины.

Живя во Франции, Ариха считал себя израильским художником и был одной из ключевых фигур израильского искусства. В Израиле к живописцу относились с большим уважением, здесь постоянно проходили его персональные выставки. Тем не менее сам Ариха жаловался на то, что израильтяне считают его – постоянно живущего в Париже – чужаком, хотя почти каждую свою картину он выставлял в Израиле и даже участвовал в политической жизни страны.

Его знаменитое высказывание – «рука должна рисовать то, что видит глаз» появилось после того, как в конце 1950-х годов он пришел к абстрактной манере, но позже признал этот путь тупиковым и занялся фигуративной живописью. В его работах 50-60-х годов ощущаются хорошо усвоенные уроки западного абстрактного экспрессионизма и «лирического абстракционизма» отцов-основателей современного израильского искусства. В 1965 году Ариха пережил творческий кризис – отказался от живописи, занимался исключительно графикой. Восемь лет он не притрагивался к к кистям, а лишь делал зарисовки с натуры.

В 1972 году Ариха писал: «Я осознаю, что все мои картины, все большие работы, которые я создал, все краски – все это спрятано в маленьком рисунке чернилами. Я родился в модернистском искусстве – оно было для меня отправной точкой, началом пути, но этот этап закончился. Я пришел к выводу и к решению рисовать только то, что видит глаз». А что же его абстрактные, хаотичные на первый взгляд работы? О них Ариха говорил, «если они и не кажутся природными и естественными, то по крайней мере они «параллельны природе».

Он вновь вернулся к живописи в 1973 году, соединив в своих портретах, ню, натюрмортах фигуративность с минималистскими элементами абстрактного искусства. Ариха много и удачно работал и как книжный иллюстратор (средо прочего он иллюстрировал книги Бялика и Хемингуэя), и как куратор выставок, историк искусства, лектор и даже снимал документальные фильмы о живописи Веласкеса, Вермеера и Караваджио. И все время чувствовал, что этого ему недостаточно.

В Европе в 1970-е годы новый – фигуративный – стиль художника быстро завоевал популярность. Ариха был признан значительным мастером и выдающимся интеллектуалом. Среди прочего, он курировал выставки Пуссена и Энгра в Лувре и выпустил несколько эссе об этих художниках, и других музеях, составлял каталоги, нередко выступал с публичными лекциями, печатал статьи. Выставки в ведущих музеях и галереях мира и рекордные для израильского художника цены на аукционах не заставили себя ждать.

Важную роль в жизни Авигдора Арихи играли его жена, американская поэтесса Энн Эйтик, а также его друг, ирландский писатель и драматург Самуэль Беккет. С Беккетом, оказавшим на него сильнейшее влияние, Ариха познакомился в мае 1956 года – они дружили 34 года, до самой смерти Беккета в 1989 году. Заметки Беккета, обращенные к Арихе, были включены в каталог выставки рисунков художника 1965-1970-х годов. Самуэль Беккет так описывал процесс работы Арихи: “Он все время осаждал внешнее. Его рука и глаза постоянно и даже жадно менялись местами, дополняли друг друга».

Ариха оформил несколько книг Беккета, а Энн Эйтик выпустила книгу воспоминаний о Беккете «Как оно было», переведенную с английского на несколько языков. Кстати, к 70-летию Беккета в Лондонском музее Виктории и Альберта устроили юбилейную экспозицию – иллюстрации Арихи к произведениям Беккета. Курировал ее Мордехай Омер, бывший директор Тель-Авивского музея.

Энн Эйтик была и постоянной натурщицей художника: среди работ Арихи множество набросков, гравюр и полотен, запечатлевших его жену. Его портреты модны. Эти работы точны, но бескомпромиссны. Тонкие, психологичные внимательные работы – недаром у него заказывали портреты королева Великобритании Елизавета II, Катрин Денев, Пьер Моруа и премьер-министр Англии. Его картины приобретают музей Д’Орсей, музей Современного Искусства, Музей Израиля. Наиболее известные работы Арихи – триптих «Мужество Израиля», витражи для синагоги в Вунсокете (Род-Айленд, США), ряд гравюр и литографий. Ариха также создал шесть витражей для зала заседаний Иерусалимского городского совета.

В последнее десятилетие жизни выставки Авигдора Арихи проходили в крупнейших галереях и музеях Израиля, Великобритании и Испании – в Британском музее, в Музее Тисена-Борнемиса. Он – кавалер ордена Почетного легиона, почетный доктор Еврейского университета.

Авигдора Ариху похоронили на парижском кладбище Монпарнас – он хотел лежать недалеко от своего ближайшего друга Самуэля Беккета.

«Ариха был рожден модернистом и отказался от модернизма… Он предложил альтернативу, соединяющую наблюдение и сомнение, в которой прошлое становится частью единого целого. Его видение мира произрастало из богатой европейской культурной среды, созерцания мира и размышлений над историей искусства» . Ариха рисовал то, что видел и как видел. Его рукой (кистью и карандашом) водили талант, любовь и желание улучшить мир.

В своей статье «Рисунок и взгляд» от 1966 года, Ариха писал: «Рисунок надо видеть вне смысла. Рисунок не надо читать. Он – не идеограмма. Рисунку не вменяеся никакая функция или должность. Он не является материализацией и ничего из себя не представляет. Сам по себе рисунок – поверхность, а на ней – линии, формы, пятна краски в состоянии напряженности. Художник преобразовал эту поверхность и позволил ей быть организованной».

Маша Хинич

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле. Что это? Одно и то же или разные явления? Это мы и выясняем, описываем и рассказываем почти что обо всем, что происходит в мире культуры и развлечений в Израиле. Почти - потому, что происходит всего так много, что за всем уследить невозможно. Но мы пытаемся. Присоединяйтесь.

Facebook

Вся ответственность за присланные материалы лежит на авторах – участниках блога и на пи-ар агентствах. Держатели блога не несут ответственность за содержание присланных материалов и за авторские права на тексты, фотографии и иллюстрации. Зарегистрированные на сайте пользователи, размещающие материалы от своего имени, несут полную ответственность за текстовые и изобразительные материалы – за их содержание и авторские права.
Блог не несет ответственности за содержание информации и действия зарегистрированных участников, которые могут нанести вред или ущерб третьим лицам.

To Top
www.usadana.comwww.usadana.com