Верхнее фото: @ Елена Запасская
«Головокружительное упоение точностью» танцовщики Дортмундского балета исполнили, явно упиваясь хореографией Форсайта, но не точно – они слегка торопились и вскоре стало понятно куда – к «Кактусам», к балету шведского хореографа Александра Экмана, давшему название всей гастрольной программе Дортмундского балета в Израиле. И про «Кактусы» которого можно сказать те же слова, что и про номер Форсайта: «Кактусы» – точны, головокружительны и упоительны. Не надо иронизировать по поводу иголок – кстати, в изначальном варианте аксессуарами служат настоящие кактусы, в гастрольном – искусственные… Таможня не пропускает растения.
Этот балет – сплошные метафоры и метаморфозы, юмор и смешной текст «закадровых» реплик, критика для критиков и размышления для танцоров. История танца и история создания конкретного танца – «Кактусов», молниеносный темп которого создает необычную атмосферу на музыку Шуберта («Девушка и смерть»), Малера, Бетховена и Гайдна.
«Кактусы» – это абсурд, ирония, пародия и деконструкция – от нежной до жеманной, и в то же время – философия и чрезвычайно интересная многослойная модель того, как собрать танец из элементов движения, света (художнику по свету – отдельное шапо!), общения, нот, слов, игры, театральности. Экман не раз говорил, что толчком к созданию «Кактусов» послужили размышления (точнее, судя по его словам, «глупые размышлизмы») критиков. Тут бы и мне остановиться, но не могу! Уж больно хороши «Кактусы» с их ритмом, анти-синхронностью, духом завораживающей гротескной гримасничающей вечеринки и театральностью.
Каждого из 16 танцоров Экман поместил на квадратные платформы – подиумы -пьедесталы, а может то ловушки или коврики для йоги тибетских монахов, по полтора квадратных метра, расставив их в шахматном порядке по всей сцене. За танцовщиками – четыре музыканта струнного квартета – скрипка, скрипка, альт виолончель, но иногда и перед ними, на авансцене. Музыка тоже находится в динамическом движении, как и свет, выхватывающий фигуры этой шахматной партии, где танцоры бегают, падают, корчатся и пытаются сбежать из своих невидимых тюрем; но в конце концов – и это важный момент – каждый из них приобретает кактус. Но что все это значит?
Экман писал: «Эта работа о том, как мы наблюдаем за искусством и о том, как часто мы чувствуем потребность анализировать и «понимать» искусство. Я считаю, что нет правильного пути и что каждый может интерпретировать и воспринимать искусство так, как он хочет. Возможно, это ощущения, которые вы не можете объяснить, или, очевидно, это мессер». Какой? Каждый решает сам.
«Кактусы» были созданы Экманом в 2010 году и стали подарком от королевы Голландии Беатрис для членов королевской семьи Норвегии во время ее государственного визита в Осло в 2010 году.
Все остальные подробности, включая даты – вот здесь https://www.israel-opera.co.il/eng/?CategoryID=1239…
и вот здесь https://www.israelculture.info/dortmundskoe-chudo-na…/
9 июня, четверг – Оперный театр Тель-Авива, 21:00
10 июня, пятница – Оперный театр Тель-Авива, 13:00
11 июня, суббота – Оперный театр Тель-Авива, 21:00
Обратите внимание! В программе выступления в Иерусалиме и Хайфе вместо «Весны священной» будет представлен балет «Paradiso» – «Божественная комедия III: Рай».
12 июня, воскресенье – Иерусалим, «Театрон Иерушалаим», зал «Шеровер», 20:30
14 июня, вторник – Хайфа «Аудиториум», 20:30
Впечатлениями поделилась Маша Хинич.. Фото: @ Елена Запасский