Один из участников фестиваля вокальной и литургической музыки в Абу-Гош – известный, точнее сказать знаменитый, а если уже совсем точно – то знаменитейший и один из самых почитаемых в мире израильских джазменов – Авишай Коэн. Как, что и каким образом? Как его джазовое трио вписывается в серьезную и традиционную программу фестиваля, формат которого был выработан еще в 1992 году. На вопросы отвечает сам Авишай Коэн.
– Авишай! Добрый день! Какова в данном случае связь между литургикой и джазом?
– В данном случае, связь самая непосредственная – семейная. Мой отец – Гершон Коэн – инициатор и организатор этого фестиваля с начала 1990-х годов. Он настолько увлечен фестивалем в Абу-Гош, что естественным образом ему помогает вся семья. Мы все втянуты в орбиту этого фестиваля. Но непосредственно как музыкант, я участвую в фестивале в Абу-Гош первый раз.
– Мне не раз приходилось обсуждать с Гершоном Коэном программу фестиваля, возможности обновления, привлечения новой публики. Джаз среди литургики – это попытка обновить фестиваль?
– Я бы так не сказал. Кредо отца – приверженность традициям фестиваля, в своей первой реинкарнации появившегося еще в середине 1950-х годов. Никто не бежит от литургической музыки, от произведений великих композиторов – Баха, Генделя, написанных специально для исполнения в церквях, от камерной и хоровой вокальной музыки и исполнения а-капелла. Все это было и осталось в программе. Но некие мелкие изменения всегда необходимы, и потому уже несколько лет как в программе фестиваля в Абу-Гош есть вкрапления других музыкальных оттенков – концерты блюза, кантри, выступления музыкантов-инструменталистов на площадках на открытом воздухе, день аккордеона. Почему бы не появиться и джазу?
– Причем пока только один раз. Ваш единственный концерт пройдет в пятницу, 10 июня, в 18-00.
– Да, и я буду играть со своим трио свою авторскую программу. Для меня это возможность показать новой для меня публике – постоянной публике фестиваля литургики и вокала в Абу-Гош – репрезентативную выборку моих композиций со всех уже вышедших 15 дисков. Я задействован в этом фестивале первый раз, как это ни странно, потому как участвовал уже в сотнях фестивалях во всех странах. А вот у себя дома, в фестивале отца – впервые, и потому и решил сделать некую ретроспективу, нечто особенное для этого особенного места. Сама атмосфера Абу-Гош, те музыкальные оттенки, о которых я упоминал, подсказали мне идею построения нашего концерта: сыграть доселе не звучавшую авторскую программу – компиляцию многих моих композиций, отрывки с 15 вышедших дисков. И, безусловно, этот концерт – вид семейной поддержки. Участвовать в фестивале своего отца, фестивале, которым он так много лет живет и занимается – ответственно вдвойне. К ответственности творческой, музыкальной прибавляется ответственность перед всей семьей.
– У вас самого огромный опыт в организации фестивалей. Стоит напомнить хотя бы то, что вы руководили Эйлатским джазовым фестивалем на Красном море, фестивалями в США.
– В Эйлате я был только художественным, музыкальным руководителем, а мой отец Гершон Коэн – продюсер фестиваля. Это куда как более сложная работа: мой отец делает всё, буквально всё и именно потому, что я сам руководил в том или ином качестве фестивалями, я могу оценить масштаб его работы, и в том числе и музыкальные идеи.
Я не раз помогал отцу советами, но значительную часть своей карьеры – 12 лет – прожил в Нью-Йорке, так что, то были советы издалека. А сейчас я могу принять непосредственное участие в фестивале в Абу-Гош. Честно говоря, все это несколько неожиданно для меня, новый поворот событий.
– 12 лет вы прожили в США, работали с Чик Кориа, играли не только со звездами импровизационной музыки – вокалистом Бобби Макферрином, трубачом Рои Харгроувом, пианистом Херби Хенкоком, но и со звездой ритм-н-блюз Алишией Кис. Сотрудничали с ведущими джазовыми музыкантами мира, такими как Данило Перес, Рави Колтрейн, Уинтон Марсалис, Джефф Уоттс, Джефф Баллард, Леон Паркер. Вместе с тем, вам удалось сделать по-настоящему успешную сольную карьеру – вы руководите собственным коллективом, входите в число самых известных джазменов мира и список хедлайнеров всех крупнейших фестивалей по обе стороны океана. Ваша потрясающая карьера, манера игры, ваша музыка описаны во всех джазовых энциклопедиях и профессиональных музыкальных изданиях. Вы, как уже говорилось, участвовали в сотнях фестивалях. В двух словах – чем, на ваш взгляд, отличается фестиваль в Абу-Гош?
– Атмосферой, пусть это слово замыленно, и идеологией. Фестиваль в Абу-Гош заметно разнится от других, это очень чувствуется. Он отличается убеждениями, видением, культурным срезом. Сама его идея базируется и балансирует на некой очень чувствительной точке. Эту фразу мы много лет повторяем, как мантру: арабская деревня, христианские церкви, церковная литургическая музыка, Израиль. Это удивительное сочетание не становится менее интересным, несмотря на ушедшие годы. Пожалуй, я ни в каком другом месте не ощущал подобной, невозможной казалось бы, гармонии. Это гармония чувствуется и в музыке. Фестиваль в Абу-Гош – это, действительно, необычный конгломерат обстоятельств, и я говорю это искренне, не из-за ура-патриотизма или сыновьего долга. Пасторальность, живописность, настроение, акустика, дух музыки в самом воздухе… Этот фестиваль – не искусственная попытка соединить несколько концертов в различных залах под одним названием, а праздник музыки, глубокое музыкальное переживание и для исполнителей и для слушателей.
– Фестиваль существует много лет. Он стал привычным, даже привычкой. Как можно привлечь новых слушателей, новую публику, молодежь? Что еще изменить в программе, не посягая на традиционную сущность фестиваля в Абу-Гош?
– Уже одно то, что мое трио выступает на этом фестивале, говорит о его изменениях. Любое изменение привлекает кого-то другого. Но немалая часть молодых меломанов приезжает в Абу-Гош слушать именно литургику. Важно понять, что этот фестиваль не из тех, какие относят к разряду «еще одно развлечение». Это нечто очень особенное и почувствовать эту особенность можно только в Абу-Гош – никакие рассказы и видео не передадут атмосферу места. Фестиваль обязан сохранять свои традиции. Эта упрямая консервативность и одновременная открытость новому – еще одна его особенность. Всегда можно что-то добавлять, модифицировать, но есть определенная граница, которую не стоит переходить при составлении программы. Великая литургическая и хоровая музыка определяли и определяют характер фестиваля. Ничего вечного нет – я не знаю, сколько еще лет фестиваль будет существовать, но совсем не хочу менять его строй, его направление ради привлечения молодежи. На мой взгляд, это неправильно. А вот добавлять новые оттенки – это другое дело, это я и делаю с удовольствием.
*************
Авишай Коэн – израильский джазовый контрабасист, композитор, певец и аранжировщик. Один из самых известных в мире джазовых музыкантов начала 21 века, один из лучших и влиятельных контрабасистов мира, «джазовый мечтатель» и «провидец глобального масштаба», Несмотря на то, что широкой публике он известен преимущественно по совместным проектам с Чиком Кориа и участнию в его легендарном бэнде Origin, куда интереснее сольные проекты Коэна – живой, пульсирующий сплав ближневосточной и средиземноморской музыкальных культур, при том, что эти элементы в музыке Коэна глубоко и органично сплетены с современным камерным джазом.
У него есть все, что необходимо настоящему джазмену – врождённая харизма, сильные эмоции, талант к импровизации. Он начал учиться музыке, когда ему было 10. Он просто играл то, что ему нравилось – произведения совершенно разных музыкальных стилей. Именно эта свобода выбора позволила ему прийти к джазу. Он начал сочинять и исполнять невероятную музыку. Авишай начал играть на электрическом басу в 14 лет, когда услышал игру знаменитого басиста Жако Пасториуса. Контрабас он освоил еще позже, уже после армии. И через несколько лет стал признанным виртуозом. В двадцать два года после двухлетней службы в армии, он принимает решение о переезде в Нью-Йорк.
Авишай приезжает в Нью-Йорк в январе 1992 года, и это решение оказывается тяжелым как в эмоциональном, так и в профессиональном плане: выступления на улицах и работа строителем, чтобы обеспечить себя деньгами. Он учится в Новой Школе в Нью-Йорке с Брэдом Мелдау, а позже получает постоянную работу в джазовом трио пианиста Данило Переса из Панамы, что позволяет Авишаю продолжить заниматься в Нью-Йорке латинской музыкой, которой он давно увлечен.
В 1997 все меняется, когда звонит Чик Кориа, одному из друзей которого Авишай ранее отправил свою демо-запись, совсем не надеясь быть замеченным. Чик прослушивает запись в машине и звонит Авишаю спустя несколько недель, приглашая его к сотрудничеству. Будучи членом «Chick Corea’s New Trio» и одним из основателей ансамбля Кориа «Origin», за шесть лет Авишай становится важнейшей составляющей музыкальной деятельности Чика благодаря своим талантам басиста и композитора. Выступления с Чиком Кориа играют важную роль в формировании музыкальных вкусов Коэна, а сам Чик становится для него учителем, коллегой и другом.
Авишай Коэн – настоящий виртуоз игры на контрабасе. Благодаря тому, что он играет на нем не только пальцами, но еще и ладонями, локтями, а кто-то говорит, что даже и коленями, складывается ощущение, что перед тобой не просто один инструмент, а целый оркестр. струнных. На вопрос, как у него получается создавать такую музыку, он отвечает, что просто играет то, что чувствует, свои переживания. «Как будто существует такой поток энергии, который потом выливается в мою музыку. У меня такое ощущение, что он открывается именно тогда, когда я переживаю какие-то впечатления». «Я точно не знаю, из каких культур я чаще беру мелодии. Ритмически много африканских коннотаций — Марокко, Северная Африка, Западная Африка, Сенегал, афрокубинцы, афро-карибская музыка. На меня все это очень сильно влияет. Также на меня повлияли фламенко и классическая музыка, джаз. Израиль возник и существует во многом благодаря русским и польским евреям. Поэтому большая часть культуры Израиля – это песни, которые пели те самые русские и польские евреи на идише, польском и русском. Так что в моей музыке много и русского. Я чех и поляк по папе, турок и грек по материнской линии – они сефарды. А родился я в кибуце Кабри».
Его исполнение – это постоянная импровизация. Как именно будет исполняться то или иное произведение – участники трио решают на сцене. В композициях трио причудливо сочетается джаз-фьюжн и этническая эклектика. При этом контрабас у Коэна – полноценный солирующий инструмент, все аранжировки строятся вокруг его низкого тембра и манеры экспрессивного звукоизвлечения.
Фестиваль Абу-Гош, церковь Кирьят-Яарим
Трио Авишая Коэна
Авишай Коэн – контрабас, композитор и певец
Омри Мор (ученик Вячеслава Ганелина) – пианист-виртуоз
Итамар Дуари – один из лучших перкуссионистов мира
Пятница, 10 июня 2016 года, 18:00
Вся информация о фестивале (включая программу на русском языке) – на сайте http://agfestival.co.il/
Художественный руководитель фестиваля в Абу-Гош– Ханна Цур. Продюсер фестиваля – Гершон Коэн
Продажа билетов: «Браво» (*3221) www.bimot.co.il (*6226)
Страница фестиваля в фэйсбуке https://www.facebook.com/festivslabugosh/?fref=ts
Сайт Авишая Коэна – http://www.avishaimusic.com/
Маша Хинич. Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля в Абу-Гош. Заглавное фото – Anna Yatskevitch с официльного сайта http://www.avishaimusic.com/