5 апреля, когда в Тель-Авиве выступит известнейший скрипач из США Джошуа Белл, в его реситале прозвучат сонаты Бетховена, Брамса, Изаи, произведения Сарасате и Рахманинова. И сыграны все эти произведения будут на знаменитой скрипкой Страдивари, история которой связана с историей создания Израильского Филармонического Оркестра.
Джошуа Белл – один из лучших классических музыкантов современности – играет изысканнейшие произведения на одной из самых дорогих скрипок в мире- скрипке Gibson ех-Huberman, изготовленной Антонио Страдивари в 1713 году, в конце жизни великого мастера. Именно этой скрипкой владел в свое время знаменитый виртуоз Бронислав Губерман, основавший Израильский Филармонический Оркестр. Джошуа Белл приобрел эту драгоценную скрипку на аукционе за 3,5 миллиона долларов. Впервые с Gibson ех-Huberman, купленной у немецкого коллекционера, Джошуа появился на фирменном CD в 2003-м: запись Romance of the Violin выдержала тираж в 5 млн. экземпляров и четыре недели продержалась на вершине хит-парадов классической музыки. «Скрипичный романс» был назван журналом Billboard «лучшим классическим компакт-диском 2003 года».
Эта скрипка характерна необычайной красотой звучания. «Богатая палитра звука скрипки Страдивари открывает всю поистине необъятную колористическую гамму, — объясняет Джошуа. – Если вы умеете играть на скрипке, если вы хороший колорист, на Страдивари можно сделать все! При этом каждая нота должна обладать собственным вибрато, в зависимости от настроения исполняемой фразы».
Скрипку Gibson ех-Huberman Белл впервые увидел летом 2001 года в Лондоне. Готовясь к концерту на сцене Королевского Альберт-Холла он зашел купить струны в знаменитый скрипичный магазин J&A Бир. В этот момент Чарльз Бир как раз выходил из задней комнаты с потрясающей скрипкой в руках – той самой знаменитой скрипкой Страдивари, когда-то принадлежавшей Губерману. Считается, что Gibson ех-Huberman – одна из пяти или шести скрипок, изготовленных Антонио Страдивари в Кремоне в 1713 году. За 300 лет скрипка много раз переходила из рук в руки, в том числе на ней играл английский скрипач Джордж Альфред Гибсон. «Но именно ее связь с Брониславом Губерманом поразила меня, я бы сказал на личном уровне, – рассказывает Джошуа Белл. – Губерман (1882-1947), еврейско-польский скрипач, вундеркинд, почитаемый за поразительную виртуозность и смелые интерпретации, учился у Иосифа Иоакима в Берлине. В возрасте 11 лет он уже совершал турне по Европе. Все, кто его слышал, отмечали его виртуозное исполнение. Во время одного из этих ранних концертов, он встретил пианиста Артура Рубинштейна, которому в то время было только шесть лет. Два музыканта остались друзьями на всю жизнь.
Губерман стал одним из самых знаменитых музыкантов своего времени. В 1929 году он посетил Эрец-Исраэль и пришел к идее привести туда классическую музыку. Гитлер уже рвался к власти. Губерман оказался провидцем. Он понял, что Европу ждет взрыв, и он, Бронислав Губерман, призван спасти хотя бы часть еврейских музыкантов, предоставив им работу в Палестинском Филармоническом Оркестре (ныне Израильский Филармонический Оркестр).
Губерман прослушал музыкантов со всей Европы. Те, которых он отобрал, вместе с контрактами получили визы в Палестину, что в то время граничило с чудом. Губерман же предоставил средства, необходимые и исполнителям и их семьям. Для этой цели в 1936 году он совершил турне по США и вместе с Альбертом Эйнштейном занимался сбором пожертвований. Созданный им фонд был достаточен для 60 исполнителей (из Германии, Австрии и центрально-европейских стран) мирового уровня.
Это были фантастически успешные гастроли, за исключением того, что произошло во время его выступления в Карнеги-холл 28 февраля 1936 г. Тем вечером вторую половину концерта Губерман решил играть на скрипке Гварнери. Во время аплодисментов после его исполнения к нему на сцену подошел его ассистент и сообщил ему, что его «Страдивари» украден. Была вызвана полиция, Губерман старался не паниковать, и даже исполнил на бис несколько вещей. Надо сказать, что этот инструмент Страдивари однажды уже был украден в 1919 году из гостиничного номера в Вене, но полиция быстро вернула его владельцу, арестовав вора в тот момент, когда он пытался скрипку продать. Но в этот раз Губерману не повезло.
Есть несколько версий, как именно и почему скрипка была украдена, но наверняка известно следующее: скрипка оказалась в руках молодого малоизвестного скрипача по имени Джулиан Альтман. Некоторые считают, что Альтмана ее украл; другие придерживаются версии, что Альтман купил ее у вора за 100 долларов. Так или иначе, Альтман знал, что это «Страдивари» и прилагал большие усилия, чтобы скрыть это обстоятельство от коллег. Он покрывал скрипку тонким слоем гуталина.
Губерман никогда больше не увидел своего «Страдивари». Утешение он находил лишь в том, что сбылась его мечта: его дитя, оркестр Палестины, дебютировал в декабре 1936 года. За дирижерским пультом стоял великий Тосканини. Иногда я воображаю, что и мои родственники присутствовали в тот день в зале: мой прадед был в первой волне эмигрантов из Российской империи на Святую землю, 1882 г., а мой дед там родился.
(Кто-то подсчитал, что в целом Губерман спас около тысячи человак. Его осуществившаяся мечта изменила ход истории культуры. Музыканты того оркестра стали учителями следующего поколения. Пинкас Цукерман, Итхак Перельман, Шломо Минц и многие другие выдающиеся израильские исполнители стали частью культурной сокровищницы современности).
Джулиан Альтман играл на украденной скрипке более 50 лет. В 1985 году перед самой смертью, он признавался жене, Марсель Холл. После смерти мужа она вернулa скрипку Страдивари компании Lloyd’s of London, которая когда-то выплатила Губерману страховую премию в 30 тысяч фунтов стерлингов (около трех миллионов современных долларов). Lloyd’s заплатила Марсель Холл около четверти миллиона, а скрипка ушла на реставрацию в J&А Бир, где я ее и увидел. Чарльз Бир сказал, что работать над этим инструментов было примерно как «снимать грязь с потолка Сикстинской капеллы».
И вот в 2001 году, покупая струны к моей старой скрипке в этом магазине, я увидел – о чудо – Gibson ех-Huberman, Страдивари 1713 г. Мне сказали, что скрипка продана богатому немецкому промышленнику для его частной коллекции. Я взял на ней несколько нот и поклялся самому себе, что этого не случится. Этот инструмент должен играть, а не висеть для обозрения нескольких непосвященных. Я влюбился в Gibson ех-Huberman сразу, и даже играл на этой скрипке в этот же вечер в Королевском Альберт-Холле. Я просто не мог допустить, чтобы она уплыла из моих рук.
Эта скрипка была особенной во многих отношениях. Меня охватывает трепет, когда я думаю о том, сколько удивительных людей держали ее в руках и сколько слышали. Когда я играю в Израиле с Израильским филармоническим оркестром, меня всегда трогает мысль о том, сколько сейчас в зале прямых потомков тех музыкантов, которых Губерман спас от верной смерти в газовых камерах, собирая деньги на концертах, где он выступал с тем же инструментом, что сейчас у меня в руках. Каждый день… Кто знает, сколько еще приключений выпадет этой скрипке в будущем? Люди, несомненно, будут восхищаться ее звуками много лет спустя после меня. Но пока я здесь, сейчас, я считаю, что мне немыслимо повезло быть ее хранителем.
Полностью рассказ Джошуа Белла приведен вот здесь – http://traveller2.livejournal.com/460642.html?thread=8851042)
«Я трепещу от мысли, что держу в руках инструмент, позволивший спасти музыкантов от смерти в концлагерях» – продолжает Джошуа Белл. Его прадедушка по материнской линии с 1882 года жил в Эрец-Исраэль, переселившись туда из Российской империи, из Белоруссии, а в Новый свет перебрался уже его дед. Его бабушка была русской еврейкой, покинула Россию маленькой девочкой, но считала себя русской и помнила русский язык до конца жизни. Со стороны отца у Джошуа имеет шотландские корни, но сам он считает себя евреем, как и положено, по материнской линии.
По словам матери Ширли, интерес мальчика к музыке был замечен в возрасте четырех лет. Тогда он, натянув между ручками ящика комода резинки и перебирая их, пытался воспроизводить мелодии, которые она играла на фортепиано. Родители наняли домашнего педагога (его первым скрипичным учителем была Донна Брихт, вдова профессора музыки университета Индианы) и Джошуа с удовольствием окунулся в изучение музыки, при этом продолжая вести жизнь обычного ребенка – велосипед, футбол, в десять лет он участвовал в теннисном турнире. Более серьезно заниматься на скрипке он начал в 12 лет под руководством знаменитого скрипача и педагога Иосифа Гингольд, также приехавшего из России в 11-летнем возрасте. Но скрипичная родословная Гингольда не была связана с русской школой — он учился у Эжена Изаи, так что играл скорее по-французски
В 14 лет Джошуа уже солировал с Филадельфийским оркестром, дирижером которого тогда был Риккардо Мути. Параллельно со школой он продолжил обучение игре на скрипке в Музыкальной школе Джейкобса при Университете Индианы, еще до выпуска из которой в 1985 году дебютировал в Карнеги-холле с Симфоническом оркестром Сент-Луиса. С тех пор многочисленные престижные премии и контракты с фирмами звукозаписи год за годом лишь подтверждали его значимость в музыкальном мире.
Сегодня он в равной степени известен и как солист, камерный музыкант, и как исполнитель с оркестром. Являясь эксклюзивным артистом Sony Classical еще с 18 лет, Белл продолжает знакомить аудиторию с классической и современной музыкой. За это время он выпустил 40 дисков с сочинениями классических композиторов и множество релизов с участием Криса Ботти, Стинга, Джоша Гробана, Регины Спектор, Tiempo Libre и других музыкантов. Все они не раз удостаивались престижнейших музыкальных премий, в том числе и «Грэмми». Им же сыграны и десятки саундтреков к фильмам, в том числе «оскароносным»: «Красная скрипка», «Вызов», «Ирис», «Леди в сиреневом», «Ангелы и демоны», «Музыка сердца» и многим другим. Еще в 2005 году он был введен в Голливудский зал славы, а в общем перечне его наград содержится приз американской Академии достижений за исключительный вклад в области искусства, премия за воспитание любви к классической музыке, звания музыканта года. Также он является профессором музыки в Королевской академии музыки в Лондоне и в Массачусетском Технологическом Институте.
Активно занимается Джошуа и благотворительностью, поддерживая многие социальные проекты. В частности, он принял участие в сборе средств для строительства Еврейского исторического музея в Польше, дав концерт в Варшавском Оперном театре и исполняя тогда концерт Иоганнеса Брамса для скрипки с оркестром ре мажор. Гастрольный тур его расписан на годы вперед. По его словам, в разъездах он проводит в среднем 250 дней в году, и безропотно из всего окружения выдерживает его разве что любимая скрипка.
Израильская Филармония. Особый концерт – реситаль скрипача Джошуа Белла.
Пианист – Сэм Хейвуд
Тель-Авив, Гейхал ха-Тарбут, 5 апреля, среда, 20:00
В программе:
Людвиг ван Бетховен. Соната № 1 для скрипки и фортепиано, Opus 12, № 1
Иоганнес Брамс. Скерцо из сонаты ля минор для скрипки и фортепиано из сонаты F-A-E
Иоганнес Брамс. Соната № 3 ре минор для скрипки и фортепиано, Opus 108
Аарон Джей Кернес. Air
Эжен Изаи. Соната № 3 для скрипки соло
Сергей Рахманинов. Вокализ
Пабло де Сарасате. Фантазия на темы из «Кармен», соч 25
Заказ билетов на сайте продюсера гастролей – компании Rest International
Фотографии предоставлены компанией Rest International и пресс-отделом Израильского Филармонического Оркестра. Заглавное фото – Marie Mazzuco