Верхнее фото – © Hila Flashkes – предоставлено пресс-службой Фестиваля Израиля.
Эксперимент над самой собой я провела вчера вечером, проведя перед компьютером 4 вечерних часа, наслаждаясь культурой онлайн вместо того, чтобы общаться с семьей, гулять, читать, мыть посуду, валяться перед телевизором, вычесывать собаку, стирать, готовить ужин, болтать по скайпу, переписываться по вотсапу и пришить, наконец-то, тесемки к парадной маске и пару пуговиц к прошлогодней юбке – вдруг все-таки можно будет уже куда-то выходить, несмотря на жару, комендантский час, вирус, глобальное потепление, конец мира, вернувшийся с орбиты китайский космический корабль (Илон Маск то нервничает поди?), города всех цветов радуги, светофор, семафор и барометр.
Полистав программы четырех фестивалей – Фестиваля Израиля в Иерусалиме, Джазового в Музее Израиля, Tel-Aviv Dance в Центре Сузан Далаль и кино-документального «Док-Авив» я составила себе расписание онлайн культурных просмотров: час одного фестиваля, час другого, потом танцы, потом кино.
Выводы:
программисты у всех фестивалей разные, чувство юмора не потерявшие, судя по просьбе выключать телефоны и записанными в нужных местах аплодисментами на фоне.
Дигитальные платформы – удобные, понятные и простые.
Интернет в нашей деревне – отвратительный (это я и раньше знала).
Заплатить 25 шекелей за просмотр, оставаясь дома – это куда меньше, чем за бензин или за сомнительный и исчезающий общественный транспорт, и билет.
Онлайн-просмотр с «живым» ни в какое сравнение не идет, но в наших условиях это очень неплохая альтернатива: не нервничаешь, что кто-то рядом кашляет; вместо буфета бегаешь к себе на кухню и чай там такой, какой хочется, и шампанское в меру охлажденное; если не нравится – можно просто отключить экран, а не пробираться через весь ряд, наступая на ноги терпеливым истинным ценителям прекрасного.
Джаз хорош всегда – о нем не буду, но программу и линки на онлайн просмотры обрящете вот здесь – https://www.israelculture.info/mezhdunarodnyj-dzhazovyj-festival-projdet-v-ierusalime-c-8-po-10-sentyabrya/.
О фильме «Война Раи Синицыной» написано здесь – https://www.israelculture.info/festival-dok-aviv-na-ekranax-domashnix-kompyuterov/ – рекомендую посмотреть, как и все остальные 153 фильма фестиваля «Док-Авив».
Балет Орли Порталь «Fakarouni» (просмотр на сайте доступен до полуночи 12 сентября) был первой премьерой, открывший фестиваль Tel-Aviv Dance. Интересно, отличная музыка и прекрасно снято. Подробности – вот тут: https://www.israelculture.info/festival-tel-aviv-dance-2020-premery-onlajn/
А вот Фестиваль Израиля https://www.israelculture.info/festival-izrailya-2020-s-3-po-12-sentyabrya-v-ierusalime-i-onlajn/ предложил вчера (и предложит сегодня 9 сентября и завтра 10 сентября) прогулки по «Бейт Бергман» – одному из павильонов на территории Музея Израиля. Strongly recommended. Ссылка на онлайн просмотры – https://www.israel-festival.org/event/%d7%91%d7%99%d7%aa-%d7%91%d7%a8%d7%92%d7%9e%d7%9f-a-gallery-walk/ (билеты на «живые» прогулки» разошлись сразу, как только объявили, что фестиваль состоится).
Советую записаться, так как попасть в «Бейт Бергман» и в мирное время непросто, а сейчас можно хотя бы виртуально погулять и послушать истории Шарлотты Бергман и истории о ней и поучаствовать в перформансе Адаса Офрата в роли рассказчицы (именно так, «он», один из известнейших перформеров, изображает «ее» – хранительницу тайн и историй).
«Бейт Бергман» – жилой частный дом Шарлотты Бергман, одной из тех, кто вместе с Тедди Колеком стояла у истоков основания Музея. А потом просто переехала туда жить – в дом, построенный в саду Музея Израиля для нее и ее коллекции. Дом и коллекция после смерти Шарлотты в 2002-м году отошли Музею. По условиям ее завещания 10 лет в «Бейт Бергман» никого не пускали, поэтому для публики «Бейт Бергман» открыли в конце 2012 года – и начались экскурсии, но все еще очень редкие.
Вот что говорила Шарлотта: «Я сама хотела стать произведением искусства и хотела, чтобы дом стал произведением искусства». Это подкупает… Кстати, она настаивала на том, чтобы форма служителей музея была очень строгая и чтобы женщины-смотрительницы ходили в приталенных темных жакетах и без сережек. С этим я никак не могу согласиться – что за красота без сережек?
Но Шарлотте была важна не просто красота, а утонченная красота. Утонченность… Она объясняла, что сделать из своего дома красивое жилище совсем несложно, нужно только развить вкус, и как раз музей этому способствует, хотя легенда о том, как непросто было перевезти её рояль и приладить золотые краны, до сих пор жива. Шарлотта оставила записи о своем видении музея как института культуры, об идеальной красоте, о развитии цивилизации, о том, что же такое произведение искусства.
Частная резиденция Шарлотты была построена в 70-х годах прошлого века на территории Музея Израиля, и Шарлотта Бергман прожила в ней почти тридцать лет. Бергман поставила Музею условие – никогда не расставаться с ее коллекцией (Мария Цейтлина ставила такое же условия Рамат-Гану, отдавая город свою коллекцию. И что? Сделали вид, что забыли). Шарлотта хотела, чтобы ее дом стал примером для подражания, обителью истинных любителей искусства двадцатого века. Она мечтала, чтобы после ее смерти дом стал музейным экспонатом, открытым для широкой публики. И эта мечта сбылась.
Один из основателей искусства перформанса в Израиле Хадас Офрат представляет Дом Бергман как своеобразный дом чудес в сердце Музея. Он исследует границы между частным и государственным, между личным и документальным, между домом и учреждением. Офрат задается вопросом о сложном взаимодействии художников с коллекционерами, музеями и их посетителями, а заодно шутит, сдувает пыль с листьев оливы и складывает мозаику из битого стекла.
Перформанс проходит в сопровождении Наоми Йоэли в роли экскурсовода (Наоми Йоэли –потрясающий перформер и режиссер самых интересных экспериментальных спектаклей последних лет, практически культовая фигура израильского фринджа). В ходе осмотра показываются различные архивные фрагменты – музейные и личные материалы Шарлотты Бергман. Захватывающее знакомство с этим домом открывает окно в увлекательный мир его владельцев и историю создания главного музея нашей страны. Это не рассказ о собственно коллекции (на стенах мало что осталось – на время пандемии картины убрали) , но размышление о культуре, искусстве, личности, обществе. Это идея пустого пространства как идеального и совершенного в полноте своей в театре двадцатого века идет от Питера Брука. Перформанс Хадаса Офрата и Наоми Йоэли наполнен полутонами, загадками, скрытностью и завуалированностью, иронией).
Живые перформансы и онлайн просмотры – до 10 сентября в 19:00. https://www.israel-festival.org/event/%d7%91%d7%99%d7%aa-%d7%91%d7%a8%d7%92%d7%9e%d7%9f-a-gallery-walk/
https://www.youtube.com/watch?v=36lJ8mmQBOo
Шарлотта Бергман родилась в Антверпене в семье еврейских иммигрантов из Польши в 1903 году. Ее отец был торговцем бриллиантами. Шарлотта Бергман вышла замуж за Луи Бергмана, английского архитектора, с которым она разделяла страсть к путешествиям и искусству. Они жили в Лондоне много лет и впервые побывали в Израиле и на Ближнем Востоке в 1920-х годах. Были знакомы со многими художниками, включая Пабло Пикассо, Генри Мура, Рауля Дюфи. В их коллекции – работы Брака, Шагала, франко-венгерского абстракциониста Антала Биро.
Шарлотта и Луи Бергман оказались в США с началом Второй мировой войны. В Англию они не вернулись – Шарлотта потеряла многих членов своей семьи в Катастрофу. В Нью-Йорке их дом стала салоном для музыкантов, художников и политиков, а сама пара – сторонниками сионистского движения и зарождающегося Государства Израиль .
После смерти Луи Бергмана в 1955 году Шарлотта продолжала путешествовать и собирать произведения искусства. В Израиль она репатриировалась после Шестидневной войны .
17 июля 2002 года, за месяц до своего 99-летия, Шарлотта Бергман умерла в своей спальне, которая сегодня называется комнатой Генри Мура. Дом и его картины, скульптуры, керамика (огромная коллекция керамики Пикассо – говорят, что самая крупная в мире) и работы на бумаге были переданы Музею Израиля.
Маша Хинич. Фото © Hila Flashkes – предоставлено пресс-службой Фестиваля Израиля.