Этот балет – непростое зрелище: затягивающие, гипнотизирующее, медитативное, пульсирующее. Все принятые в подобных случаях описания будут справедливы. В «Continu» ныряешь, как в черную дыру, которая парадоксальным образом излучает свет, рассказывает об истории балета от Айседоры Дункан до футуристических конвульсий, рассказывает о смерти и теле. О том, как стать Прометеем и вырваться из темноты к свету. В этом балете есть люди-маятники, люди-пауки, люди-роботы и марионетки. Есть лидеры и подчиненные, меняющиеся местами в движении. Движение несет новую информацию, мутации, изменения и, главное, от всего этого невозможно оторвать глаз: вдруг хаос преобразуется в размеренный порядок и на сцену выходят уже весталки и жрецы куртизанки и герои, и, конечно же, пророки. Что нам пророчествует Саша Вальц? Что ее танцовщики рисуют своими телами на огромном белом прямоугольнике сцены? Историю сотворения мира и историю окончания мира.
Саша Вальц поставила не балет, а эксперимент. И привлекла к участию в этом эксперименте не только танцовщиков, артистов и музыкантов своего театра, но и зрителей, которые оказываются втянутыми в это неторопливо развивающееся действо античной трагедии, переходящее в философию экспрессионизма, а затем – во втором действии – в урок композиции и живописи, когда сам хаос вычерчивается красными и черными линиями на огромном листе бумаги во всю сцену.
Цвет, свет, оттенки красок, художественный замысел – и все это под аккомпанемент удивительной музыки и под Моцарта в финале. Вечного Моцарта, благодаря музыке которого меняется восприятие происходящего.
В «Continu» отражены две постоянные пространственные идеи Саши Вальц: парение и свобода, и мир, ограниченный земным притяжением и телесными рамками. Двадцать четыре танцовщика представляют идеи Саши Вальц в танце, где чувство соразмерности сочетается с чистотой замысла, с хитро сплетенным кружевом хореографии.
«Continu» – это и балет, и спектакль – о живописи, о рождении и смерти, о воздействии искусства, и даже о том, как можно научиться ходить по металлическим стенам мрачного серого замка, окружающего мир балетной живописи.
От античной трагедии до легкомысленного театра бумажных марионеток, от тяжелых раздумий под барабанную дробь к столь открытым эмоциям, что становится не по себе от их оголенности. Это не простое зрелище, это не развлечение.
«Continu» – это балет-книга, балет-раздумье, балет-живописный опыт, где зрители – соучастники. Хотите понять философию танца Саши Вальц – приходит на спектакли ее театра «Sasha Waltz & Guests» в три ближайших дня в Израильской Опере в Тель-Авиве.
О спектакле “Continu” – https://www.israelculture.info/znamenitaya-nemeckaya-tancovshhica-i-xoreograf-sasha-valc-predstavit-v-izraile-continu/
Маша Хинич. Фото – “CONTINU” von Sasha Waltz & Guests im Radialsystem V in Berlin. © Sebastian Bolesch