Заглавное фото – “Рок-н-ролл”. Фото © Е. Масалков
С 17 по 20 сентября государственный академический ансамбль танца Игоря Моисеева выступит с новой яркой программой на сцене Оперного театра Тель-Авива. Зрителям будут представлены израильские премьеры балета «Tango Del Plata» и «Рок-н-ролл» и, конечно же, знаковые работы Игоря Моисеева – «Танец моряков», танцы народов мира и многое другое, без чего нельзя представить себе ни одно выступление «моисеевцев». Каждый приезд этого коллектива становится большим праздником не только для любителей балета, но и для всех, кого не может оставить равнодушным настоящее искусство с большой буквы – Искусство Игоря Моисеева.
Елена Александровна Щербакова, художественный руководитель и директор государственного академического ансамбля танца Игоря Моисеева, рассказывает в эксклюзивном интервью о своей работе с Игорем Моисеевым, о легендарном Ансамбле и о программе израильских гастролей.
– Елена Александровна! Добрый день! Давайте начнем с начала – с того, что было уже давно. Когда вы начали танцевать?
– С самого детства. Моя мама была характерной балериной в Большом театре, и я с четырехлетнего возраста много времени проводила за кулисами. Мечта стать артисткой, видимо, там и родилась. Дальше требовались труд и терпение. Говорят, что хорошо бы к ним добавить третье «Т» – талант. По поводу своего таланта ничего не скажу, но способности к танцу мне передались от мамы – иначе меня бы не приняли в Московское хореографическое училище, которое я и закончила.
– Вы встретили впервые Игоря Моисеева еще в году учебы? Помните свое ранние впечатления о нем?
– Впервые я увидела Игоря Моисеева, еще учась в Хореографическом училище при Большом театре, на концерте его ансамбля в 1967 году. Моисеевцы тогда показывали большую программу, но меня буквально потряс «Рок-н-ролл», и я поняла, что моя мечта – танцевать у Моисеева. Темперамент танцовщиков произвел на меня тогда неизгладимое впечатление, я как будто бы заново открыла для себя мир танца.
– Каково было работать с Игорем Александровичем?
– Прекрасно! Мне нравилось всё! Моисеев воплощал в себе мир его собственного, ни на что не похожего танца. Он был Учителем с большой буквы, философом, художником, мастером. Работать с ним было одновременно и трудно, и легко, он всегда добивался от танцовщика задуманного результата, не умаляя при этом его индивидуальности. Игорь Александрович никогда не опаздывал на репетиции. Входя в зал, он уже был подготовлен к творческому процессу – подготовлен к любой мелочи, к любой неожиданности. Моисеевская творческая дисциплина уникальна.
В 1937-м году Моисеев создал первый в мире профессиональный ансамбль народного танца, создал новый жанр народно-сценической хореографии, в котором работает наш ансамбль. Ему удалось соединить основы классического балета с народным творчеством и возвести собственный метод художественной обработки фольклора в ранг профессионального искусства.
Игорь Александрович творил в абсолютно своем, ни на что не похожем стиле, благодаря своему таланту балетмейстера и режиссера. Всю свою жизнь он занимался самообразованием: блестяще знал историю, музыку, живопись. Его педагогом был Александр Горский – реформатор русского балета, любимыми балетмейстерами – Касьян Галейзовский, Михаил Фокин. Игорь Моисеев отразил в своем творчестве всю культуру двадцатого века, и, несмотря, на жестокость этого века, своим искусством, приносил людям радость и добро.
– Вы продолжаете его линию руководства ансамблем?
– Конечно, однозначно. Я делаю все, чтобы сохранить коллекцию шедевров, поставленных Мастером, всегда следую его заветам. Все сегодняшние педагоги ансамбля были выбраны самим Игорем Александровичем. Мы прошли всю его школу, начиная с 16 лет: были танцовщиками, потом стали ведущими солистами, он нас воспитал. Позже, уже закончив танцевальную карьеру, мы пробовали себя в качестве педагогов в школе с детьми и, если Моисеев понимал, что это получается, то оставлял нас в ансамбле как педагогов-репетиторов. С нами также работали в свое время педагоги его поколения. Нас сформировало его положительная энергетика, его творчество. И сегодня мы учим наших артистов, что своим искусством они должны дарить людям добро, мир, любовь, все те чувства, без которых не может жить нормальный человек. То, что происходит сегодня в мире – это ненормально. Вы спрашивали, зависим ли мы от политики? Искусство – выше политики!
– А что вам самой больше всего нравится в Ансамбле?
– Я люблю все и всех в Ансамбле Моисеева: это не только работа, это 50 лет моей жизни. Все поколения моисеевцев объединяют чувства братства и дружества. Моисеевцы – это народ, одна семья. Система Моисеева совершенна. Мы ничего не поменяли, мы все сохранили и даже приумножили. В нашей школе за 5 лет проходят ту же программу, что и в академии хореографии при Большом театре. Ежедневные уроки классического, народно-характерного, русско-народного, исторического танца, модерна, джаза. Ведется преподавание истории балета, истории театра, истории живописи. Студенты изучают актерское мастерство, игру на различных музыкальных инструментах, а главное методику моисеевской школы танца.
– Какая самая большая проблема стоит перед вами лично и Ансамблем в целом сегодня?
– Главное – сохранить уникальное наследие Игоря Моисеева, поддерживать его на высоком уровне. С этим связана задача воспитания нового поколения моисеевцев – артистов одной веры, одного стиля, безупречного мастерства.
– Как бы вы описали ту программу, с которой вы приезжаете в Израиль в сентябре? – Почему вы выбрали для гастролей две работы – «Tango Del Plata» и «Рок-н-Рол»?
– Хотим показать, чтобы зрители поняли, что Ансамбль не только сохраняет наследие на самом высоком уровне, но и развивается. А в «Tango Del Plata» зрители увидят моисеевцев в неожиданном для них амплуа. Что касается «Рок-н-Ролла», то он нисколько не устарел и будет интересен молодежи так же, как в 1961 году, когда вся Америка танцевала рок.
Программу можно назвать в целом «Танцуют моисеевцы». Ансамбль много раз бывал на гастролях в Израиле и всегда привозил еврейскую сюиту «Семейные радости» – последнюю великолепную работу Игоря Моисеева. В этот приезд покажем зрителям новый спектакль, премьера которого состоялась в мае 2018 года – «Tango Del Plata» в постановке известного аргентинского хореографа Лауры Роатта.
Это первый полноценный спектакль, созданный в Ансамбле после ухода из жизни Маэстро. Также покажем «Рок-н-ролл» – постановку Игоря Моисеева 1961 года. Программа, как всегда, очень разнообразна, в нее включены лучшие номера Игоря Моисеева, ставшие мировой классикой.
Работа Лауры – одной из лучших аргентинских хореографов – совершенно новая. Она поставила для нас первый полноценный спектакль после ухода из жизни Игоря Александровича Моисеева. Поставила, полностью сохранив традиции моисеевской школе танцев. В «Tango Del Plata» танцуют не одна пара или несколько пар по очереди, как обычно принято в аргентинском танго, а одновременно все 8 пар, участвующих в этой постановке. Нашим артистам было непросто: нужно было забыть всё, что мы делаем в школе – прямая спина, классические позиции – и станцевать танго, но при этом всё-таки полностью в традициях Моисеева. «Tango Del Plata» – это именно спектакль с сюжетом и кульминацией, в котором можно проследить всю историю развития танго, начавшегося как мужской танец, а потом превратившегося в символ любви между мужчиной и женщиной. Это – грандиозная постановка и мы ежедневно прорабатываем мельчайшие детали, чтобы добиться той синхронности и легкости, которые вот уже более 80 лет славен Ансамбль Моисеева. В гастрольной программе в Израиле будут и танцы народов мира – от русского народного до греческого танца сиртаки, «Яблочко» и многие другие знакомые композиции.
Мы приготовили для израильтян ещё один сюрприз – легендарный «Рок-н-ролл», поставленный Моисеевым в 1961 году, идущий в сопровождении джазового оркестра. Из политических соображений этот номер изначально был поставлен как пародия на западную культуру и даже назывался «Назад к обезьяне». Игорь Александрович не хотел возрождать эту вещь, опасаясь, что ее продолжат воспринимать как пародию. Так что мы реконструировали этот номер после ухода Игоря Александровича. «Рок-н-ролл» – танец очень красивый, содержательный и наши артисты танцует его с огромным удовольствием и азартом: не как пародию, а как настоящий рок-н-ролл, как полноценный номер и это при том, что мы ничего не поменяли в хореографии. Просто поменялись сами времена и «Рок-н-ролл» стал суперсовременным номером.
*****
Гастроли в Израиле. Государственный академический ансамбль народного танца
имени Игоря Моисеева. Художественный руководитель – Елена Щербакова.
В двухчасовой программе также будут представлены такие знаковые работы Игоря Моисеева, как русский танец «Лето», сюита греческих танцев «Сиртаки», молдавский шуточный танец «Табакэряска», сюита мексиканских танцев «Сапатео» и «Авалюлько», танец аргентинских пастухов «Гаучо», фрагмент флотской сюиты «День на корабле» – «Яблочко» и многое другое.
Выступления в Оперном театре Тель-Авива состоятся:
17 сентября, вторник, 20:00
18 сентября, среда, 20:00
19 сентября, четверг, 20:00
20 сентября, пятница, 13:00 и 21:00
Посмотреть видео «Tango Del Plata»: https://www.youtube.com/watch?v=YYBs0DVA4q0
Канал в сети Youtube: https://www.youtube.com/channel/UC8vF-HiGL42_ItnxBkQjTuA
Официальный сайт: http://www.moiseyev.ru/
Билеты: касса Израильской Оперы: 03-6927777, http://bit.ly/2vtyKA0
касса «Браво»: *3221, http://bit.ly/2XYuh4R
касса «Леан»:*8780, http://bit.ly/2ZII3Kn
С Еленой Щербаковой беседовали София Нимельштейн и Маша Хинич. Авторы фото: Evgeny Massalkov, Vladimir Vyatkin
Организаторы гастролей Израиле: компания Shmuel Zemach Ltd во главе с Йоавом Цемахом.
Пиар–агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting