«Есть большое количество фортепианных конкурсов, но конкурс Рубинштейна – один из самых важных в мире», – говорит в интервью Максиму Рейдеру (опубликованному первоначально в Jerusalem Post) член жюри конкурса, знаменитая грузинская пианистка Элисо Вирсаладзе. – Уже то, что конкурс назван именем выдающегося пианиста Артура Рубинштейна, гарантирует ему высокий международный статус».
Элисо Вирсаладзе считает, что такие конкурсы помогают молодым артистам выйти на большую сцену и заявить о себе. «Это единственный путь молодых пианистов к признанию, к вниманию критиков, контрактам с ведущими оркестрами и выступлениям в престижных залах. Для музыкантов это очень существенный вопрос, потому что далеко не всем удается получить поддержку меценатов или крупных компаний звукозаписей вроде Sony. Иногда талантливые исполнители не только не доходят до финала, но выбывают из соревнований после первого тура. Так что это замечательно, когда истинные таланты становятся победителями в конкурсах», – добавляет она.
При этом Элисо Вирсаладзе считает, что музыкальная сфера меняется и не в лучшую сторону:
«Это замечательно, что такие талантливые музыканты, как Григорий Соколов, Раду Лупу и Мюррей Перайя преодолели все преграды на пути к заслуженной славе. Так это было раньше, однако сегодня некоторые популярные пианисты достигли музыкальных вершин не столько благодаря исключительным способностям, сколько с помощью других механизмов – финансовых вложений в пиар и рекламу».
Она добавляет: «Конечно, они все талантливы, но тем, кто еще более одарен, но неизвестен, очень трудно пробиться к аудитории, несмотря на то, что сказать и донести в своей музыке они могут куда больше чем их сверх-популярные благодаря поддержке медиа коллеги. И это еще одно из доказательств важности конкурсов. Но в то же время, когда на конкурсах исполняются очень известные произведения, члены жюри могут сказтаь «нет, так играть нельзя, так не принято…» . Как будто кто-то точно знает, как это должно быть сыграно! Как профессионал, я могу сказать, что в рамках той или иной пьесы всегда есть свобода для импровизаций.
Это не оригинальность ради оригинальности. Иногда я чувствую себя неловко за некоторых музыкантов, находящихся на пике популярности. Я вижу, что они просто недостаточно хорошо образованы, что им не хватает элементарных знаний и навыков».
На сегодняшний день Вирсаладзе активно выступает в Италии (Фьезола), в Москве и Токио. Она также принимает участие в мастер-классах «которых слишком много и потому не остается времени на другие вещи» – подчеркивает Элисо.
Элисо Вирсаладзе считает, что ее главная роль не учить студентов играть так, как играет она, но развитие их индивидуальной манеры исполнения, помочь выразить их внутренние ощущения. «Я помогаю студентам обрести свой собственный стиль, – продолжает Вирсаладзе. – Недавно мой ученик Виталий Стариков получил гран-при на международном конкурсе в Эпинале во Франции. Он занимался у меня два года. Когда мы начинали, я чувствовала, что у него есть музыкальные мысли, которые не удается выразить. Я не учила его играть, как я, а помогла ему выработать его собственный неповторимый стиль. В любом случае – все должно исходить от произведения. Я всегда говорю студентам: будьте честными перед композитором! Это – главное».
Schumann – Piano Concerto, op.54 Eliso Virsaladze
https://www.youtube.com/watch?v=tDxa2aOQ0w0
*******
15-й Международный Фортепьянный конкурс имени Артура Рубинштейна — с 25 апреля по 11 мая 2017 года
Предварительная продажа билетов на сайте http://www.eventim.co.il/arthur
или по телефону 03-5111777
Подробности на сайте конкурса — http://www.arims.org.il/, а также здесь — http://www.israelculture.info/konkurs—rubinshtejn/
Страница в фейсбуке — https://www.facebook.com/ArthurRubinsteinPianoCompetition/?fref=ts
Фотография (© GeorgAnderhub) предоставлены пресс-службой конкурса