Автор текста: Светлана Майорова, театровед. Фото – Ксения Мушкатина.
Первый летний месяц в городе Ашдоде был ознаменован событием, определённо заслуживающем внимания. Здесь, 13 июня в зале матнаса Бейт-Лаврон, с успехом прошёл показ моноспектакля «У войны не женское лицо» по одноименной книге Лауреата Нобелевской Премии Светланы Алексиевич.
Эта документальная драма в блестящей постановке режиссёра Ильи Боровицкого, где все роли исполненияет актриса Елены Кохоновер, хорошо известна многочисленным зрителям не только Израиля, но и далеко за его пределами. Достаточно вспомнить победу нашего «не женского лица» на одном из международных фестивалей, где моноспектакль был удостоен награды «Серебряный Витязь».
Премьера этого спектакля состоялась ещё в 2009 году, с тех пор он, практически, не покидает сцену, вызывая неоспоримый интерес зрителей,многие из которых смотрят его по два и более раз, вновь и вновь сопереживая происходящему на сцене, открывая для себя что-то новое и ценное. Это говорит о том, что в наше непростое время спектакль остаётся актуальным, продолжая волновать до боли умы и сердца людей. Только реплика одной из героинь, которая не в силах понять «Почему люди продолжают убивать друг друга?» стоит весомым тому подтверждением. И это важно, когда повсюду варварски уничтожаются огромные и величественные памятники, символизирующие героическую победу над фашизмом, наш небольшой моноспектакль для малой сцены, по сути, сам превратился в своеобразный памятник, который , благодаря его создателям и зрителям, разрушить очень сложно. Он продолжает жить, пульсировать и призывать к миру.
И здесь, основная заслуга единственной исполнительницы всех ролей моноспектакля , непревзойдённой Елены Кохоновер, актрисы из Санкт-Петербурга, новой репатриантки, таланту которой подвластно одно из самых сложнейших искусств актёрского мастерства – перевоплощение. Поражает удивительная лёгкость, с которой она,используя небольшие детали реквизита и чуть изменяя мизансцену, за считанные секунды рождает новые образы своих многочисленных героинь, каждый из которых отличается своей завершенностью характера и непростой историей судьбы. При этом, Елене удалось мастерски передать то общее, что их всех объединяет – явную принадлежность тому времени, которое создает атмосферу спектакля , что подчеркивается и очень уместно подобранной, замечательной музыкой тех лет.
Показ этого июньского спектакля, который как и все предыдущие, проходил в полной тишине. Ощущение, что в такие минуты зал буквально перестаёт дышать, роняя беззвучные слёзы… Финал же – это взрыв, нарушающий тишину, несмолкающие аплодисменты.
И ещё один момент, который, кажется, прочно превратился в атрибутику спектакля: очередь из зрителей, желающих поделиться своими впечатлениями в «Книге отзывов» , тем самым обрекая спектакль на продолжение сценической жизни.