Верхнее фото – © Yossi Zwecker
Почти что через два года после отмены из-за пандемии Covid19, на сцену Израильской оперы возвращается нашумевшая постановка «Евгений Онегин». Дирижирует маэстро Дэн Эттингер. С 28 декабря 2021года по 8 января 2022 года. В Оперном театре имени Шломо Лахата в Тель-Авиве.
Опера Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Жан-Клода Оврэ и Израильской оперы планировалась к показу еще в марте 2020 года. За несколько дней до премьеры, буквально во время последней репетиции, пришло сообщение, что все культурные мероприятия в стране отменены. И вот, более чем полтора года спустя, участники этой постановки собираются вновь, чтобы представить «Евгения Онегина» израильской публике.
Дирижировать постановкой «Евгений Онегин» будет маэстро Дан Эттингер, музыкальный руководитель Израильской оперы. Именно с этой оперы началась его карьера в почти два десятилетия назад. С тех пор Эттингер получил мировую репутацию, завоевал множество титулов и в настоящее время является музыкальным руководителем не только Израильской оперы, но и еще ряда ведущих мировых оперных театров и оркестров.
Классический сюжет, «энциклопедия русской жизни», опера, которая второе столетие не сходит со сцен оперных театров во всем мире. Опера «Евгений Онегин» была одним из любимых произведений самого Чайковского. «Евгений Онегин» – самый известный шедевр русского оперного репертуара, возвращается на сцену Израильской Оперы в интерпретации французского режиссера Жан-Клода Оврэ, израильского дирижера Дана Этингера – музыкального руководителя Израильской Оперы и Израильского Симфонического оркестра Ришон ле-Циона – и известнейшего израильского театрального художника Александра Лисянского при участии художника по костюмам Кьяры Донато.
Напомним, что «Евгений Онегин» показывался на сцене Израильской оперы в 2008 году, а до этого в 2003-м – в постановке той же команды: Жана-Клода Оврэ, Александра Лисянского и Кьяры Донато, одевшей всех героев в элегантном стиле 19 века.Хорошо известна история создания этой оперы. В мае 1877 года Чайковский писал брату: «На прошлой неделе я был как-то у Лавровской (Елизавета Лавровская – известная певица того времени). Разговор зашел о сюжетах для оперы. Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять «Евгения Онегина»? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к обеду решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. Ты не поверишь, как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в «Онегине». Я не заблуждаюсь: я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки».
В русском оперном искусстве мало что есть лучше, интересней и значительней «Евгения Онегина» – произведения, где музыка Чайковского сочетается с поэзией Пушкина. Эта опера – произведение, проникнутое благородством чувств – чего так заметно не хватает в современном мире.
В одном из писем своему брату Модесту, Чайковский пишет: «Пусть моя опера будет несценична, пусть в ней мало действия, но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня к этому тянет». В отличие от большинства западных опер, созданных в 19-м веке, заканчивавшихся гибелью героини, Татьяна остается в живых и терзается страданиями, как то было свойственно литературе той эпохи в России.
С самого начала, с момента своего появления на театральной сцене, опера «Евгений Онегин» была обласкана публикой. Новаторство, часто принимаемое в штыки искушенной аудиторией, на этот раз, напротив, стало одним из элементов, очаровавших зрителя. И он, очарованный зритель, полностью разделил любовь автора к его новорожденному произведению. «Если была когда-нибудь написана музыка с искренним увлечением, с любовью к сюжету и действующим лицам оного, то это музыка к «Онегину». Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал её. И если на слушателе будет отзываться хотя бы малейшая доля того, что я испытывал, сочиняя эту оперу, то я буду очень доволен и большего мне не нужно» – писал Чайковский.
Опера Петра Чайковского «Евгений Онегин» – лирические сцены в трех актах, семи картинах на либретто Константина Шиловского по одноименному роману в стихах Александра Пушкина – впервые была поставлена в марте 1879 года на сцене Малого театра в Москве силами учащихся Московской консерватории, дирижировал оркестром Николай Рубинштейн. Менее чем через два года, в январе 1881 года, постановку осуществил и Большой театр. Второй постановкой «Евгения Онегина» на сцене Большого дирижировал Сергей Рахманинов.
Вслед за российскими, эту оперу в свой репертуар включили зарубежные театры. В 1888 году Чайковский был приглашен в Прагу, где сам дирижировал первой зарубежной постановкой «Евгения Онегина». В 1892 году опера была поставлена в Гамбургском оперном театре под руководством Густава Малера. Чайковский слышал эту постановку и очень высоко оценил дирижёрское искусство Малера. Позднее, в 1897 году, Малер поставил «Онегина» и в Венской опере. И это лишь часть имен прославленных музыкантов и знаменитых оперных театров, которые связаны с оперой «Евгений Онегин» – сегодня нет, пожалуй, ни одного крупного театра в мире, где бы ни ставили «Евгения Онегина».
Постановщик из Франции Жан Клод Оврэ уже дважды представлял своего «Евгения Онегина» на сцене Израильской Оперы – в 2003-м и 2008 году. Он переиначивает психологические и эмоциональные изменения в характере персонажей в драматические картины: роскошные балы, танцы, народные песни – все это становится фоном, подчеркивающем одиночество и смятение героев. Его персонажи – живые люди, любящие, страдающие, но не теряющие при этом силы духа. Основная идея Оврэ – это сила любви, противостоящая фатуму. И хотя последний оказывается в итоге сильнее, на протяжении всего его спектакля он подчеркивает именно силу любви.
Жан-Клод Оврэ ставит оперы уже почти полвека. Он сотрудничает со всеми ведущими оперными театрами мира. С Израильской Оперой он работает еще с 1996 года, поставив тогда «Вертера». Из относительно недавних постановок можно напомнить его «Макбета» 2016 года. Нынешняя постановка – уже девятый его спектакль в Израильской Опере.
*****
В роли Евгения Онегина на сцену Израильской оперы выйдут известный украинский баритон Андрей Бондаренко и бас-баритон Костас Сморигинас, регулярно выступающий в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в этой роли. Ведущие израильские сопрано Ирина Бертман и Алла Василевицкая исполнят роль Татьяны, а российский тенор Алексей Долгов и тенор Томас Аткинс из Новой Зеландии представят Ленского. Роль Ольги исполнят израильская певицы меццо-сопрано Рахель Френкель и Шай Блох; В образе князя Гремина на сцену поочередно выйдут два баса – израильтянин Владимир Браун и россиянин Андрей Валентий. Среди других солистов: Эдна Прочник, Лариса Тетуева, Эйтан Дрори, Ноах Бригер, Яир Полищук и Пнини-Леон Грубнер.
Спектакли «Евгений Онегин» пройдут в сопровождении оркестра Израильской оперы – Симфонического оркестра Ришон ле-Циона под руководством Дана Эттингера и при участии хора Израильской оперы под руководством Асафа Бенрафа.
Даты:
Вторник | 28.12.2021 | 20:00 | Премьера
Четверг | 30.12.2021 | 20:00
Пятница | 31.12.2021 | 13:00
Суббота | 01.01.2022 | 20:00
Понедельник | 03.01.2022 | 18:00
Вторник | 04.01.2022 | 20:00
Среда | 05.01.2022 | 20:00
Пятница | 07.01.2022 | 13:00
Суббота | 08.01.2022 | 20:00
Билеты в кассе Израильской оперы 03-6927777 или в кассе «Браво»: https://bit.ly/3bZI97G
За час до начала каждого спектакля – вступительная лекция (без дополнительной оплаты)
Оперный театр имени Шломо Лахата (Чича) – Тель-Авив, бульвар Шауль ха-Мелех, 19.
Автор статьи Маша Хинич. Фотографии: Йоси Цвекер. Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting