В июле в Израиле состоится премьера спектакля по роману Стивена Кинга «Мизери». Московскую постановку 2016 года режиссера Нины Орловской уже называют новаторской и неординарной, и не только из-за уникальных сценических эффектов и неожиданной трактовки знаменитой на Западе пьесы. Одна из самых сильных и притягательных сторон этого спектакля – актерский дуэт известных актеров Евгении Добровольской и Даниила Спиваковского.
В преддверии гастролей народная артистка России Евгения Добровольская дала интервью Елене Шафран.
– Женя, добрый день! Стивен Кинг – это всегда страшно, нервно, это адреналин. Как вы решились на участие в триллере в театре? Это все-таки, скорее, кино-жанр, где многое зависит от монтажа, от мелких деталей, которые не возможно воспроизвести на сцене.
– До премьеры в Израиле я не могу раскрывать вам всех подробностей. Но наш спектакль удивит и впечатлит зрителя. Мы постарались передать все «страшилки» Стивена Кинга. Я не скажу, что это легко. Это вообще сложная и новаторская для театра вещь. Спектакль непростой. Зритель не будет скучать и получит свою порцию адреналина. Ему будет и страшно, и смешно, и горько. И надеюсь , что этот спектакль станет поводом для того, чтобы задуматься об отношениях между людьми.
– Между мужчиной и женщиной? Это спектакль о любви?
– Это спектакль о любви и ненависти, о свободе и несвободе, о таланте и бездарности, о талантах и поклонниках. И еще много-много тем и подтем. Он очень многолинейный. Но прежде всего он об отношениях, где, как и в жизни, кто-то доминирует, а другой подчиняется и исполняет чужую волю. И иногда это заканчивается очень страшно. Больше ничего не скажу – приходите и увидите.
– Только скажите, какая ваша Мизери? Чем вам интересна эта роль?
– Роль должна быть драматически насыщенная. А жизнь Мизери, ее мироощущение, ее мотивации полны драматизма. Это то, что мне интересно – роли характерные, острые. В какой-то момент жизни я перестала любить мелодрамы, которых сыграла и в кино, и в театре огромное количество. Я не люблю костюмированные постановки, никогда не играла женщину-вамп. По настоящему женских ролей в театре мало. Весь мировой репертуар – мужской. Для женщины остается совсем немного ролей, а мне из этого немного достаются «женщины с трудной судьбой».
– Но мы вас знаем по самым разным ролям…
– Сначала я играла девочек, потом я стала играть более взрослых женщин, затем характерные роли. Самое сложное в театре – это менять амплуа и переходить на возрастные роли, когда уходит наивность, а остается только мастерство. И то, что мне довелось играть, посчастливилось играть – это все прекрасно.
– Несмотря на то, что вы известная артистка, вы не очень много о себе рассказываете. Как вы начинали? Как стали актрисой?
– Про начало надо говорить с начинающими артистками. Это было так давно. Я всегда хотела быть артисткой и к этому стремилась. Поступила в институт и стала работать.
– Ваши давнишие ожидания в профессии совпали с тем, что у вас есть сегодня?
– Я, в принципе, ничего не ждала, я – делала. Я перфекционистка и трудоголик. Все люблю делать очень хорошо и даже отлично. Делать, а не разговаривать, а не ожидать, а не мечтать. Ничем другим в жизни я не могла бы и не хотела бы заниматься.
– Что вам интереснее: театр или кино?
– Я театральная актриса. В театре жизнь идет беспрерывно. И каждый вечер она заканчивается. Каждый спектакль не похож на другой. Каждый раз входишь во что-то новое, несмотря на то, что некоторые спектакли идут годами, а некоторые и десятилетиями. И каждый раз играть, как первый раз, это собственно и есть профессионализм театрального артиста. Я работала с замечательными актерами, легендами советского и русского театра: с Олегом Николаевичем Ефремовым, Инокентием Михайловичем Смоктуновским, с Ией Савиной, с Татьяной Лавровой, с Евстигнеевым, с Натальей Теняковой, с которой я и сейчас работаю, с Олег Павловичем Табаковым, дай бог ему здоровья. Вот в этом мое счастье.
– Расскажите про тот, Ефремовский МХАТ. Это было что-то особенное?
– Да, конечно. В театре главное лидер, которому все верят безоговорочно и беспрекословно. Ефремов – человек-космос и безусловный гений. То как показывал он, никто повторить не мог и не сможет. Как он играл, как он разбирал и как он относился к профессии, как он много читал, и сколько он знал про Чехова, про Станиславского, какие атмосферные спектакли он ставил! Так теперь больше никто не работает. И артисты в труппе все его очень любили и были его соратниками. Счастье было общаться ним и горе, когда его не стало.
– Вы пришли туда студенткой, какое было к вам отношение?
-Это были великие люди. И когда ты выходила на сцену, ничего не умея, они не убирали тебя, не кричали, не ставили на задний план, не тянули одеяло на себя. Давали возможность играть и работать и ждали от тебя чудес. Мы у них учились добру и пониманию, что когда ты на сцене, ты забываешь все. Есть только спектакль и то, что ты делаешь сейчас. И сейчас мы вместе творим искусство.
– В профессиональном, и человеческом плане, что вас с ним связывало с Олегом Ефремовым?
– Нас много что связывало. Я была его партнершей, я была ему другом, его невесткой. Ефремов был абсолютный демократ. Он был доступен абсолютно для всех – для разговоров, для критики, для советов, При нем театр был единым организмом. А для меня он был и защитником, и наставником, и режиссером. Мы играли с ним в спектакле «Кабала святош» Булгакова. Он играл Мольера, а я Арманду. И там он говорил мне такие слова: «Ты будешь великой актрисой, и я тебя создам!» Каждый раз на эти словах я рыдала на сцене от счастья. Потому что я уже не знала, кто мне это говорит Ефремов, Мольер… Было чудесно и незабываемо.
– А Миша Ефремов попытался продолжить дело отца?
-Нет, он шел своим путем. По стопам никто не шел, каждый пробивал свою дорогу. Он мог быть и режиссером, и актером. Жизнь распорядилась иначе. Он стал актером.
– Вы ностальгируете по тому театру?
-Я стараюсь относиться к этому здраво. Былое не вернешь. А страдать и переживать, находиться в прошлом – бесполезно. Жаль ушедшего поколения великих театральных режиссеров Товстоногова, Ефремова, Гончарова…
– За ними идут другие. В Москве сейчас возрождение театральной жизни.
– В этом смысле больше Питер поддерживает театральную традиции лидера и труппы, я имею ввиду Льва Додина. В Москве – Марк Захаров, Бутусов, который идет своей дорогой, делая прекрасные спектакли. Мне нравится то, что делает Туминас в театре Вахтангова, Карбаускис в Маяковке. Женя Писарев, молодой режиссер, который поднимает Пушкинский театр в Москве.
Я не прослеживаю тенденции развития театра. В данном случае я сужу, как обыватель. Главное, чтобы зритель ходил и получал наслаждение.
– В каких проектах вы сейчас участвуете?
-Я как работала во МХАТе так и работаю. У нас не называется это проектами. Я работаю в репертуарном театре. У нас есть спектакли, которые выпускаются и идут. Еще я играю в спектаклях Кирилла Серебрянникова. Работаю в Гоголь-центре, играю в спектакле «Кому на Руси жить хорошо». Мне нравится этот молодой театр, у которого есть лидер.
*********
Спектакли з”Мизери” в Израиле состоятся:
В субботу, 1 июля 2017 года, в 21:00 в «Гейхал ха-Тарбут», Нетания
В воскресенье, 2 июля, в 20:00, в «Гейхал ха-Тарбут Гистадрута», Беэр-Шева
В понедельник, 3 июля, в 20:00, в зале «Викс» Института Вайцмана, Реховот
В среду, 5 июля, в 20:00, в матнасе «Дюна-Юд», Ашдод
В четверг, 6 июля, в 20:00 в зале «Раппопорт», Хайфа
В пятницу, 7 июля, в 19:00, в «Бейт ха-Хаяль», Тель-Авив
Заказ билетов на спектакль «Мизери» – на сайте продюсера гастролей – компании Rest International, организаторе эксклюзивных мировых проектов в Израиле – restinter.com. Для заказа по телефону звоните 03-7795779
Фотографии (© Евгений Люлюкин ) предоставлены организатором гастролей спектаклей «Мизери» в Израиле – продюсерской компанией Rest International