«Время неподвижно, это мы идем через него от рождения до смерти» – так поется в одной из песен фаду.
Приятно-раз, приятно-два, полезно-три встречать друзей-единомышленников, потому как за обсуждением всего на свете они не забыли напомнить, что в конце июня в Израиль приезжает Мариза. Мариза – это фаду. А фаду – это Амалия Родригеш. К столетию со дня рождения Амалии Родригес, в 2020-м году, Мариза выпустила альбом, ей – Амалии, ставшей национальным символом Португалии, – посвященный. Этому альбому посвящено гастрольное туне Маризы, в рамках которого она прилетает в Израиль с единственным концертом, который пройдет в Тель-Авиве, в «Гейхал -ха-Тарбут», 27 июня, в 21:00. Что еще добавить? Ну, пожалуй то, что 27 июня – это понедельник, и что Мариза будут выступать в сопровождении Оркестра Камерной Оперы под управлением Дорона Соломона. Вот ссылки – bit.ly/MARIZA_TLV и (4) מריזה בישראל | 27.6.22 | היכל התרבות תל אביב Mariza Live in Tel Aviv | Facebook
Много ли стоят билеты? Дороговато, как по мне, но Мариза того стоит, ибо Marisa dos Reis Nunes — португальская певица, исполнительница фаду, считается самой успешной исполнительницей в этом жанре после фадишты (фадисты) Амалии Родригеш или Родригес, в зависимости от того, как у кого ухо настроено – по португальски, по фаду…Маризу считают творческой наследницей Родригеш. Фаду она поет с 5 лет, благодаря отцу, который перевез ее и ее мать из Мозамбика в Лиссабон. А дальше судьба… Ведь «фаду» на португальском означает судьба. Весьма меланхоличная судьба, если прислушаться к музыке фаду.
Вот еще несколько фактов вразнобой:
❋ Классику Амалии Родригеш для Маризы переложил бразильский виолончелист Жака Мореленбаум.
❋ Истоки фаду стоит искать где-то в 1820-х годах в Лиссабоне или чуть позже – в середине 19 века в Алфаме – одном из самых старых районов Лиссабона: песни о любви, о жизни, о смерти, обо всем.
❋ По сути, фаду — это португальская разновидность городского романса, с заимствованиями из африканской и бразильской музыки. Частью даже с островов Зеленого Мыса, с Кабо-Верде, родины Сезарии Эворы. Пишутся фаду в свободной манере в виде четырехстрочных стансов, в основе которых лежит какая-то история или просто чувство. Фаду – традиция народного музицирования, пение с аккомпанементом на темы, зачастую, как водится горькой судьбы и невосполнимой утраты, сложное сочетание чувств одиночества, ностальгии, грусти и любовного томления “саудаде”. Другие частые темы песен фаду – море, судьба бедняка, любовь, рок.
❋ «Саудаде» – ключевое понятие фаду. Точного перевода на русский язык этого слова не существует. Саудаде – это что-то среднее между меланхолией и ностальгией, тоска по безвозвратно ушедшему и недостигнутому – то чувство, которое, по мнению самих португальцев, свойственно только им.
❋В 2011-м году жанр фаду был добавлен в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
❋ Мариза поет профессионально фаду уже лет 25, сотрудничая с такими известными музыкантами, как Жилберту Жил и Рене Флеминг (именно так – знаменитая оперная дива). В 2004 году она выступила дуэтом вместе со Стингом на Олимпийских играх в Афинах.
У Маризы записано восемь студийных альбомов и продано более 1 миллиона пластинок по всему миру. Мариза также может похвастаться несколькими номинациями на Latin Grammy, а в 2003 году была удостоена награды BBC Radio 3 как лучший европейский исполнитель в области мировой музыки. В 2018 году Мариза исполнила Barco Negro вместе с Аной Моурой – еще более знаменитой исполнительницей фаду – на церемонии открытия Гранд-финала конкурса песни «Евровидение», проходившего в Лиссабоне. А сама Ана Моура была в Израиле в 2012 года и пела в Тель-Авивской Опере –как-то вот так замыкается гештальт, ибо именно в буфере Оперы мне и напомнили про Маризу.
❋ Фаду – музыка, в которой отражена вся палитра эмоций – тоска и нежность, любовь и надежда. Фаду – судьба, переложенная на музыку. Это не просто песня под гитару, это музыкальное воплощение души португальского народа. Имена таких исполнительниц песен фаду – таких “фадишт” как Амалия Родригеш, Кристина Бранко, Дульсе Понтеш, фадишта Мариза – хорошо известны любителям жанра.
❋ В Лиссабоне есть музей фаду – Casa do Fado e da Guitarra Portuguesa, посвященный португальскому искусству пения, где собрано все, что связано с фаду и сопровождающим его музыкальным инструментом – “гитарой португезо” – двенадцатиструнной гитарой.
❋ В 2008-м году Португалия начала выпускать монеты номиналом 2,5 евро. Первая такая монета посвящена именно музыкальному стилю фаду и лучшей исполнительнице этого стиля – Амалии Родригеш, и была выпущена как раз в рамках программы «Культурное наследие Европы».
❋ Знаменитая королева песен фаду Амалия Родригеш говорила: «фаду – это жизнь, выраженная в музыке. В фаду неважно, кто ты – мужчина или женщина. Важно лишь, умеешь ли ты слушать и сопереживать тому, что слышишь». Обязательное условие для исполнения фаду – это двенадцатиструнная гитара и полумрак, поздний вечер и черный костюм. Эти песни – вокальная исповедь, а исповедоваться при ярком свете не получается. Все фадишты надевают на концерт черную шаль в память о Марии Севере – самой первой исполнительнице песен саудаде.
❋ Фаду традиционно исполняется одним солистом – мужчиной или женщиной, которому аккомпанирует небольшой ансамбль, состоящий, как правило, из одной или двух “гитар португезо”. В Португалии существует более десяти разновидностей этого музыкального инструмента. Главные из них – лиссабонская гитара и гитара Коимбры, древнего университетского города, куда фаду пришло немного позднее, чем в Алфам. Впервые эти гитары появились во второй половине XVIII века и являются наследниками английской цитры, завезенной моряками в Порту. Из-за своей необычной формы, напоминающей не столько классическую гитару, сколько мандолину, португальская гитара обладает глубоким, необычным звуком. Строго говоря, различают два вида фаду – лиссабонское и фаду Коимбры.
❋ Музыкант и продюсер Хорхе Фернандо как-то услышал как поет Мариза и убедил ее записать альбом. Она появилась на португальском телевидении в рамках специальной программы в честь Амалии Родригеш , скончавшейся в 1999 году. В 2000 году Мариза была удостоена награды «Голос фаду» от Central FM (национальная радиостанция Португалия). Позже популярная португальская телепрограмма Herman SIC попросила ее выступить для поп-звезды Стинга , чтобы познакомить его с музыкой фаду.
Дебютный альбом Маризы, Fado em mim был выпущен в Португалии в 2001 году и получил признание критиков. В начале 2003 года Мариза была удостоена награды BBC Radio 3 World Music Award за лучший европейский исполнитель. В том же году она выпустила свой второй альбом Fado curvo. Третий альбом Transparente вышел в 2005 году – на нем уже звучали оркестровые струнные аранжировки и гитарный аккомпанемент, вдохновленный Джанго Рейнхардтом. В Terra (2008) вошли композиции, написанные под влиянием бразильского джаза, морны Кабо-Верде и фламенко .
Затем Мариза выпустила диск «Традиционное фадо» (2010-й). В 2015-м – «Мундо». Затем вышел еще один альбом в 2018 году а в 2020-м – «Мариза канта Амалия» (2020) , где Мариза поет песни Родригеш.
Фото – © Эдуард Маркович