В ближайшем мае в кинопроекте «Линия жизни. Израиль» – лауреат «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» фильм чилийского режиссера Себастьяна Лелио «Фантастическая женщина». Американская киноакадемия выбрала его среди пяти мощных фильмов – остались без статуэтки и российская «Нелюбовь», и шведский «Квадрат», и венгерский «О теле и душе» (все эти фильмы демонстрировались в рамках кинопроекта «Линия жизни. Израиль»).
Себастьян Лелио вошел в мировую элиту кинематографа в 2013-м году с лентой «Глория». В нем он рассказывал историю о 58-летней разведенной женщине, которая пускается в приключения после того, как дети покинули дом. За роль в этом фильме чилийская актриса Паулина Гарсия получила «Серебряного медведя» на Берлинале. Уже тогда стало понятно, что Себастьян Лелио – точный и тонкий наблюдатель и умудряется даже в самых обычных сюжетах избегать стандартных ходов. В «Глории» он создал на экране образ женщины смелой, сложной, показав не просто частную историю, но срез целого поколения и социального слоя. «Фильм необыкновенно женский, снятый с особым пиететом перед женщинами…» – написали тогда критики.
Свой следующий фильм Лелио тоже посвятил женщине, причем необыкновенной. Главная героиня «Фантастической женщины» Марина Видаль – трансгендер, и в недавнем прошлом она была мужчиной по имени Даниэль.
Тема смены пола уже исследована несколькими маститыми режиссерами, и некоторые из фильмов на эту тему были участниками международных фестивалей. Чаще всего в связи с ней упоминают Педро Альмодовара, в фильмах которого часто встречаются транссексуалы. Вообще, Лелио часто сравнивают с Альмодоваром – здесь и испанский язык, и схожие стилистические приемы. Но «у Альмодовара трансвеститы и транссексуалы – органические персонажи его вселенной, они зажигают и самовыражаются во всю мощь своего иберийского темперамента, чувствуют себя в освобожденной от табу постфранкистской Испании едва ли не хозяевами жизни. У Лелио трансгендер выглядит в традиционном и преимущественно мачистском чилийском обществе экзотической птицей, одинокой и чужой: нуждается в «зеркале», в прямом или переносном смысле слова, ища подтверждения своей идентичности» – пишет кинокритик Елена Плахова в журнале «Искусство кино».
На роль Марины режиссер пригласил актрису-трансгендера Даниэлу Вега. И это придало фильму иное звучание. Марина в исполнении Вега – не эпатажный персонаж, она никому ничего не доказывает и ни за что не борется. Именно такой мы видим ее в начале фильма. Она молчалива и застенчива, работает официанткой и учится вокалу у симпатизирующего ей учителя. У нее есть возлюбленный Орландо (его играет Франсиско Рейес). Он намного старше ее, ради нее он бросил семью, и мы видим, что эти двое совершенно счастливы. И если бы не внезапная смерть Орландо, мы бы и не узнали, что Марина по документам еще числится мужчиной.
Мы ничего не знаем о Марине – ни о ее прошлом, ни о родителях. В кадре появляется только ее сестра, да и то ненадолго. Попадая под огонь ненависти бывшей семьи Орландо, Марина почти не сопротивляется. Она молчит, смотрит, уходит. Односложно отвечает на вопросы и снова погружается в одиночество. И по мере развития сюжета, когда Марине приходится выйти из уютного защищенного пространства в жестокость окружающего мира, происходит странная вещь. Рассматривая влюбленным взглядом режиссера (с помощью исключительной операторской работы Бенхамина Эчасарреты) Марину, мы видим то мужчину, то женщину, то ребенка, то вообще бесполое и нежное существо. Мы восхищаемся ее утонченной красотой, смущаемся, глядя на неженскую фигуру. И постепенно понятие пола растворяется. Становится очевидно, что перед нами просто человек. Очень слабый и одновременно очень сильный, способный противостоять буквально всему миру.
Так аккуратно и ненавязчиво режиссер показывает, что он снял вовсе не социальную драму о правах трансгендеров. Марина настолько естественна, что вопрос о несовпадении ее пола и самовосприятия не имеет здесь смысла. И даже агрессия семье Орландо не нарушает ее внутренней гармонии, не лишает ее сил. И в этом смысле героиня фильма, конечно же, фантастическая женщина.
Фильм имел большой успех на Берлинском кинофестивале, получив «Серебряного медведя» за сценарий, приз экуменического жюри, был номинирован на премии «Золотой глобус» и «Гойя». А на церемонии вручения «Оскара» Даниэла Вега вручала награду в номинации «Лучший документальный фильм», став первой женщиной-трансгендером, удостоенной этой чести.
Показы фильма «Фантастическая женщина» с субтитрами на русском языке пройдут:
22 мая, вторник, Хайфа, зал «Синематека», 19:00.
23 мая, среда, Иерусалим, кинотеатр «Лев-Смадар», 19:30
24 мая, четверг, Тель-Авив, кинотеатр «Лев», 19:45
Заказ билетов: https://bestbravo.co.il/announce/59257
Страница проекта «Линия жизни. Израиль» в фейсбуке – https://www.facebook.com/LiniyaZhizniIsrael/
Фотографии предоставлены продюсером проекта и сетью кинотеатров «Лев»